Рынок мототехники (транспортные средства с объемом двигателя свыше 50 куб. см, на управление которыми необходимо получать права) упал меньше, чем автомобильный. Многие селяне, не сумев приобрести подорожавший автомобиль, стали пересаживаться на мотоциклы и мопеды, поскольку в первом квартале этого года импортеры допродавали старые запасы и не меняли свои расценки. До конца осени большинство из них не намерены завозить новинки и планируют сконцентрироваться на продажах б/у техники.
Как сообщил директор компании Auto-Consulting Олег Омельницкий, в первом квартале этого года в стране было продано 1,26 тыс. единиц новой и 265 шт. бывшей в употреблении мототехники, что на 36% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Если сравнивать с автомобилями, продажи которых упали на 75%, то ситуацию в сегменте можно считать неплохой. Причем основные объемы реализации мопедов и мотоциклов пришлись на провинцию. В некоторых регионах они даже увеличились: например, в Луганской области — на 12%, Ивано-Франковской — на 24%, Львовской — на 32%, Полтавской — на 35%.
Прирост продаж здесь наблюдается исключительно за счет недорогой китайской техники, которую селяне выбирают вместо автомобилей. К примеру, неплохой мотоцикл, выпущенный в Поднебесной, стоит до 10 тыс. грн., тогда как самый дешевый автомобиль подорожал на 35–40%, и сейчас его можно приобрести за 35–40 тыс. грн. «Китайские производители расширили свой ассортимент и стали предлагать трехколесную грузо-пассажирскую мототехнику, которая подходит для перевозки сельскохозяйственной продукции», — отметил г-н Омельницкий. В связи с этим в первом квартале нынешнего года доля их продукции выросла до 84% по сравнению с 73% в 2008 г., а японской мототехники (Yamaha, Suzuki, Honda), наоборот, снизилась с 12 до 9%. В Одесской области продажи сократились на 47,9%, в Херсонской — на 40,6%, Тернопольской — на 20%, Сумской — на 25%, Закарпатской — на 19,44%.
А вот в столичном регионе наблюдается еще большее падение: за первый квартал в натуральном выражении было реализовано на 52% меньше техники по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате доля Киева сократилась с 20% украинского рынка в 2008 г. до 15% в нынешнем году. Столь резкое уменьшение объемов продаж наблюдается даже несмотря на то, что ранее скутеры и мотоциклы покупались в основном за наличные, а доля кредитной техники была относительно невелика (порядка 15%).
По словам Олега Омельницкого, покупателей мототехники можно разделить на несколько групп. К первой относятся зажиточные жители столицы и области, которые могли позволить себе приобретать мотоциклы стоимостью до 20 тыс. евро просто для развлечения. Технику средней ценовой категории активно покупали байкеры, для которых мотоцикл — хобби. Сейчас обе эти группы отложили свои покупки до лучших времен. Третья категория — это граждане с относительно невысоким уровнем дохода и студенты, которым мототехника нужна для поездок за пределы города на отдых. Однако некоторые из них из-за уменьшения доходов отказались от ее приобретения. Больше всего пострадал высокий ценовой сегмент. По данным Auto-Consulting, продажи дорогой техники (свыше 10 тыс. евро) в Киеве упали на 64%, средней (до 10 тыс. евро) — на 50%, а изделий эконом-сегмента (до 5 тыс. евро) — на 30%. Примечательно, что снижение объемов реализации наблюдается, несмотря на то что мотоциклы не сильно поднялись в цене, поскольку в первом квартале продавалась продукция, импортированная в 2008 г. до девальвации гривни. Как сказал менеджер направления BMW Motorrad в Украине компании «АВТ Бавария» Владимир Рощин, в нынешнем году их мотоциклы серии F подорожали лишь на 0,61%. «Сейчас мы проводим акции на технику, одежду и аксессуары, поэтому их стоимость снижается», — сообщил г-н Рощин.
В ВААИД говорят, что до нынешней осени премьер на рынке мототехники, скорее всего, не будет. Это связано с тем, что многие импортеры приняли решение временно отказаться от завоза мотоциклов и скутеров, так как продавать их с учетом нового курса сегодня невыгодно. «Те же, кто приобрел технику, хранят ее за границей и не спешат завозить в нашу страну. Это дешевле, чем растаможить ее и не продать», — считает глава ВААИД Олег Назаренко. Владимир Рощин отмечает, что сейчас на складе «АВТ Бавария» находится оптимальное количество техники и сложно спрогнозировать, на какой период ее хватит.
По мнению г-на Омельницкого, в этом году мотоциклетные салоны будут реализовывать продукцию по системе trade-in. «Многие импортеры вынуждены содержать свои торговые точки, а поскольку продажи новых мотоциклов снижаются, то им придется осваивать б/у сегмент», — считает он. Хотя рентабельность продаж подержанной техники, как утверждает г-н Назаренко, ниже, чем новых моделей, — не более 10% против 15–20%. В целом же мотоцикл со сроком эксплуатации до года теряет около 15% стоимости, а двух-трехлетний может стоить на 50% меньше, чем новый. При этом большинство компаний вынуждены будут приобретать б/у технику у населения, поскольку импортировать ее из Японии стало невыгодно. Чтобы увеличить свои заработки, салонам придется осваивать ремонт не только своей, но и чужой мототехники, в частности китайской, доля которой на рынке активно увеличивается.
Как сообщил директор компании Auto-Consulting Олег Омельницкий, в первом квартале этого года в стране было продано 1,26 тыс. единиц новой и 265 шт. бывшей в употреблении мототехники, что на 36% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Если сравнивать с автомобилями, продажи которых упали на 75%, то ситуацию в сегменте можно считать неплохой. Причем основные объемы реализации мопедов и мотоциклов пришлись на провинцию. В некоторых регионах они даже увеличились: например, в Луганской области — на 12%, Ивано-Франковской — на 24%, Львовской — на 32%, Полтавской — на 35%.
Прирост продаж здесь наблюдается исключительно за счет недорогой китайской техники, которую селяне выбирают вместо автомобилей. К примеру, неплохой мотоцикл, выпущенный в Поднебесной, стоит до 10 тыс. грн., тогда как самый дешевый автомобиль подорожал на 35–40%, и сейчас его можно приобрести за 35–40 тыс. грн. «Китайские производители расширили свой ассортимент и стали предлагать трехколесную грузо-пассажирскую мототехнику, которая подходит для перевозки сельскохозяйственной продукции», — отметил г-н Омельницкий. В связи с этим в первом квартале нынешнего года доля их продукции выросла до 84% по сравнению с 73% в 2008 г., а японской мототехники (Yamaha, Suzuki, Honda), наоборот, снизилась с 12 до 9%. В Одесской области продажи сократились на 47,9%, в Херсонской — на 40,6%, Тернопольской — на 20%, Сумской — на 25%, Закарпатской — на 19,44%.
А вот в столичном регионе наблюдается еще большее падение: за первый квартал в натуральном выражении было реализовано на 52% меньше техники по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате доля Киева сократилась с 20% украинского рынка в 2008 г. до 15% в нынешнем году. Столь резкое уменьшение объемов продаж наблюдается даже несмотря на то, что ранее скутеры и мотоциклы покупались в основном за наличные, а доля кредитной техники была относительно невелика (порядка 15%).
По словам Олега Омельницкого, покупателей мототехники можно разделить на несколько групп. К первой относятся зажиточные жители столицы и области, которые могли позволить себе приобретать мотоциклы стоимостью до 20 тыс. евро просто для развлечения. Технику средней ценовой категории активно покупали байкеры, для которых мотоцикл — хобби. Сейчас обе эти группы отложили свои покупки до лучших времен. Третья категория — это граждане с относительно невысоким уровнем дохода и студенты, которым мототехника нужна для поездок за пределы города на отдых. Однако некоторые из них из-за уменьшения доходов отказались от ее приобретения. Больше всего пострадал высокий ценовой сегмент. По данным Auto-Consulting, продажи дорогой техники (свыше 10 тыс. евро) в Киеве упали на 64%, средней (до 10 тыс. евро) — на 50%, а изделий эконом-сегмента (до 5 тыс. евро) — на 30%. Примечательно, что снижение объемов реализации наблюдается, несмотря на то что мотоциклы не сильно поднялись в цене, поскольку в первом квартале продавалась продукция, импортированная в 2008 г. до девальвации гривни. Как сказал менеджер направления BMW Motorrad в Украине компании «АВТ Бавария» Владимир Рощин, в нынешнем году их мотоциклы серии F подорожали лишь на 0,61%. «Сейчас мы проводим акции на технику, одежду и аксессуары, поэтому их стоимость снижается», — сообщил г-н Рощин.
В ВААИД говорят, что до нынешней осени премьер на рынке мототехники, скорее всего, не будет. Это связано с тем, что многие импортеры приняли решение временно отказаться от завоза мотоциклов и скутеров, так как продавать их с учетом нового курса сегодня невыгодно. «Те же, кто приобрел технику, хранят ее за границей и не спешат завозить в нашу страну. Это дешевле, чем растаможить ее и не продать», — считает глава ВААИД Олег Назаренко. Владимир Рощин отмечает, что сейчас на складе «АВТ Бавария» находится оптимальное количество техники и сложно спрогнозировать, на какой период ее хватит.
По мнению г-на Омельницкого, в этом году мотоциклетные салоны будут реализовывать продукцию по системе trade-in. «Многие импортеры вынуждены содержать свои торговые точки, а поскольку продажи новых мотоциклов снижаются, то им придется осваивать б/у сегмент», — считает он. Хотя рентабельность продаж подержанной техники, как утверждает г-н Назаренко, ниже, чем новых моделей, — не более 10% против 15–20%. В целом же мотоцикл со сроком эксплуатации до года теряет около 15% стоимости, а двух-трехлетний может стоить на 50% меньше, чем новый. При этом большинство компаний вынуждены будут приобретать б/у технику у населения, поскольку импортировать ее из Японии стало невыгодно. Чтобы увеличить свои заработки, салонам придется осваивать ремонт не только своей, но и чужой мототехники, в частности китайской, доля которой на рынке активно увеличивается.