Как ни старались автомобили вытеснить с наших дорог двухколесные «самобеглые экипажи» — мотоциклы, им это не удалось. С развитием автомобилизации в 90-е годы мототехника немного сдала позиции, но, получив мощное подкрепление в виде скутеров и импортных байков, вновь набрала большую популярность. Правда, водителей за рулями авто больше, чем мотоциклистов. И, насколько я могу судить как мотоциклист с большим стажем, первым свойственно недооценивать опасность ДТП, которое может произойти по той простой причине, что водителю, никогда не ездившему «верхом на моторе», трудно представить себя на месте «двухколесного» водителя.
Поэтому позволю себе дать несколько советов коллегам―водителям.
Во–первых, имейте в виду, что мотоциклист, несмотря на, казалось бы, ничем не ограниченный обзор, мало что видит и уж почти наверняка ничего не слышит.
Специфика движения на мотоцикле такова, что у водителя сильно сужен угол зрения. И чем выше скорость, тем этот угол меньше. Помните, что у мотоциклиста практически отсутствует боковое зрение и вас он может увидеть не раньше, чем вы с ним поравняетесь. Если мотоцикл не оборудован передним обтекателем со стеклом, то водитель еще и ощущает сильнейшее давление воздуха, которое не прибавляет ни зоркости, ни скорости реакции. Ну а если еще и шлем без стеклянного «забрала» или хотя бы очков — можно утверждать, что за рулем сидит полуслепой.
Не рассчитывайте, что мотоциклисту в зеркало заднего вида все видно так же хорошо, как и вам. Моторы старых советских мотоциклов (особенно одноцилиндровых) дают такую вибрацию, что в зеркале часто можно видеть только размазанное пятно вместо приближающегося автомобиля. Где уж там правильно оценить расстояние!
Почему мотоциклист плохо слышит, надеюсь ясно: уши закрыты шлемом, встречный ветер уносит все звуки, а рев двигателя маскирует посторонние шумы.
Во-вторых, будьте внимательны при встрече с мотоциклистом в дождь. А в дождь ночью — будьте внимательны вдвойне. Капли воды на лобовом стекле, подсвеченные фарами встречных машин, и в автомобиле не подарок. А те же капли на очках мотоциклиста — просто беда. Перед собой он видит скорее зажженную новогоднюю елку, а не дорогу.
В-третьих, относитесь к мотоциклисту, как к полноправному участнику движения. Опытные водители, даже двигаясь без "коляски", стараются ехать посередине ряда, занимая его весь, как полноценная машина. Новички же часто жмутся к обочине, провоцируя водителей автомобилей вклиниваться между собой и теми, кто едет по соседней полосе. Между тем вклиниваться опасно, потому что езда на двух колесах совсем не то, что на четырех. Увидев перед собой яму или большую трещину на асфальте, водитель мотоцикла почти инстинктивно уходит правее или левее. Вас он просто не успеет заметить!
Еще один нюанс. Водителю машины ничего не стоит "переложить" руль и моментально перейти от правого поворота к левому. Мотоциклисту же для этого надо не просто повернуть переднее колесо, но и перенести центр тяжести машины, наклонить ее в противоположную сторону, а на это уходят драгоценные секунды. Учитывайте и это.
Также не старайтесь "сделать" мотоциклиста при трогании от светофора или на трассе. Соотношение мощности двигателя и общей массы у двухколесной машины гораздо выгоднее, чем у большинства автомобилей, поэтому динамика разгона даже у старого, но исправного одноцилиндрового "ИЖа" может оказаться лучше, чем у вашей иномарки.
И последнее. Старайтесь не забывать, что мотоциклист в "соревновании" с вами, как и мангуст в сражении со змеей, защищен только своей реакцией и ловкостью. Даже легкое касание борта автомобиля или любого препятствия может иметь для него неизмеримо более серьезные последствия, чем для вас.
Справка «Белорусских новостей». За первое полугодие 2008 года в Беларуси совершено 301 дорожно-транспортное происшествие по вине водителей мотоциклов. В них погибли 27 человек, 315 получили ранения.
Поэтому позволю себе дать несколько советов коллегам―водителям.
Во–первых, имейте в виду, что мотоциклист, несмотря на, казалось бы, ничем не ограниченный обзор, мало что видит и уж почти наверняка ничего не слышит.
Специфика движения на мотоцикле такова, что у водителя сильно сужен угол зрения. И чем выше скорость, тем этот угол меньше. Помните, что у мотоциклиста практически отсутствует боковое зрение и вас он может увидеть не раньше, чем вы с ним поравняетесь. Если мотоцикл не оборудован передним обтекателем со стеклом, то водитель еще и ощущает сильнейшее давление воздуха, которое не прибавляет ни зоркости, ни скорости реакции. Ну а если еще и шлем без стеклянного «забрала» или хотя бы очков — можно утверждать, что за рулем сидит полуслепой.
Не рассчитывайте, что мотоциклисту в зеркало заднего вида все видно так же хорошо, как и вам. Моторы старых советских мотоциклов (особенно одноцилиндровых) дают такую вибрацию, что в зеркале часто можно видеть только размазанное пятно вместо приближающегося автомобиля. Где уж там правильно оценить расстояние!
Почему мотоциклист плохо слышит, надеюсь ясно: уши закрыты шлемом, встречный ветер уносит все звуки, а рев двигателя маскирует посторонние шумы.
Во-вторых, будьте внимательны при встрече с мотоциклистом в дождь. А в дождь ночью — будьте внимательны вдвойне. Капли воды на лобовом стекле, подсвеченные фарами встречных машин, и в автомобиле не подарок. А те же капли на очках мотоциклиста — просто беда. Перед собой он видит скорее зажженную новогоднюю елку, а не дорогу.
В-третьих, относитесь к мотоциклисту, как к полноправному участнику движения. Опытные водители, даже двигаясь без "коляски", стараются ехать посередине ряда, занимая его весь, как полноценная машина. Новички же часто жмутся к обочине, провоцируя водителей автомобилей вклиниваться между собой и теми, кто едет по соседней полосе. Между тем вклиниваться опасно, потому что езда на двух колесах совсем не то, что на четырех. Увидев перед собой яму или большую трещину на асфальте, водитель мотоцикла почти инстинктивно уходит правее или левее. Вас он просто не успеет заметить!
Еще один нюанс. Водителю машины ничего не стоит "переложить" руль и моментально перейти от правого поворота к левому. Мотоциклисту же для этого надо не просто повернуть переднее колесо, но и перенести центр тяжести машины, наклонить ее в противоположную сторону, а на это уходят драгоценные секунды. Учитывайте и это.
Также не старайтесь "сделать" мотоциклиста при трогании от светофора или на трассе. Соотношение мощности двигателя и общей массы у двухколесной машины гораздо выгоднее, чем у большинства автомобилей, поэтому динамика разгона даже у старого, но исправного одноцилиндрового "ИЖа" может оказаться лучше, чем у вашей иномарки.
И последнее. Старайтесь не забывать, что мотоциклист в "соревновании" с вами, как и мангуст в сражении со змеей, защищен только своей реакцией и ловкостью. Даже легкое касание борта автомобиля или любого препятствия может иметь для него неизмеримо более серьезные последствия, чем для вас.
Справка «Белорусских новостей». За первое полугодие 2008 года в Беларуси совершено 301 дорожно-транспортное происшествие по вине водителей мотоциклов. В них погибли 27 человек, 315 получили ранения.