С увеличением числа автомобилей на дорогах Нижнего Новгорода растут и транспортные пробки. Справиться с этой проблемой автолюбителям помогают скутеры. Сегодня этот вид малолитражного транспорта приобретает не только «продвинутая» молодежь. На мотороллеры пересаживаются бизнесмены, не желающие терять драгоценное время.
Скутер - пожалуй, самый удобный «летний» вид транспорта: маневренный, компактный, экономичный. С каждым годом на дорогах Нижнего их появляется все больше. Это связано с нежеланием водителей простаивать в дорожных пробках и с простотой управления мотороллером. Для его эксплуатации не нужны техосмотр, регистрация и страховка, а для вождения некоторых видов скутеров не требуется и получения водительских прав. Правда, по той же причине полноправным членом автодвижения скутер назвать сложно.
Экспансия с Востока
Приобрести скутер в нашем городе не проблема. Более 15 компаний поставляют их оптом в Нижегородский регион. Розничных точек насчитывается около 30. Скутеры продают и в специализированных салонах (таковых в Нижнем 5), и в магазины автозапчастей, и в гипермаркетах. По словам директора мотосалона «Нижегородский» Александра Евстигнеева, рынок двухколесных средств передвижения «атакован» с Востока. «Доля техники китайского производства в общем объеме продаваемых мотороллеров в Нижнем Новгороде составляет 65%, японского - 30%, корейского с индийским - 5%, причем 50% продаж приходится на подержанные транспортные средства этой категории», - говорит он.
«Спрос на б/у скутеры связан, в первую очередь, с их низкой ценой: как правило, она составляет около половины стоимости нового, - объясняет старший менеджер ООО «Ист-Авто центр» Дмитрий Чистяков. - В России конвейерного производства скутеров нет. Однако почти все нижегородские компании приобретают их в разобранном виде и собирают вручную. А в Рыбинске, Ижевске, Калининграде и Коврове налажено серийное производство под собственными марками (на базе японских и китайских деталей)».
По мнению экспертов, японская техника наиболее качественная (у китайской нередко бывают проблемы с электропроводкой). Это подтверждается и тем, что цена нового китайского скутера равна стоимости поддержанного японского. Однако, как утверждает Дмитрий Чистяков, срок эксплуатации не всегда определяется маркой. Такого же мнения придерживается и руководитель Нижегородского Скутер Клуба Сергей Власов: «Мотороллеры ломаются ровно столько, сколько их ломать - от производителя это не зависит. Любая техника требует ухода. Иногда при анализе поломки выясняется, что она вызвана отвернувшимся болтом, который можно было вовремя подтянуть и забыть о нем. Иногда скутеры выходят из строя из-за того, что малограмотные или начинающие водители забывают доливать в бак масло. Такие промахи приводят к тяжелым повреждениям транспортного средства и дорогостоящему ремонту».
По данным Александра Евстигнеева, новый скутер в Нижнем Новгороде стоит 18-48 тыс. руб. в зависимости от комплектации, марки и технических характеристик. А подержанный можно приобрести и за 10 тыс. руб. По информации Дмитрия Чистякова, японские скутеры в основном представлены подержанными моделями (поэтому на их цену влияет год выпуска). А китайская техника реализуется только новая - вторичного рынка мотороллеров, произведенных в этой стране, у нас не существует, так как по сроку эксплуатации они уступают японским.
По оценкам г-на Чистякова, цены на скутеры в Нижнем Новгороде в 2-2,5 раза превышают их закупочную стоимость. Удорожание зависит от таможенных пошлин, расходов на ремонт и транспортировку, а также от технической комплектации, так как в Россию ввозятся не только подержанные, но и поломанные мотороллеры, требующие доработки.
Однако дешевая техника не самая востребованная - нынешние покупатели все чаще предпочитают высокое качество. По словам начальника технического отдела ООО «Земледелец» Евгения Софьина, наиболее популярными марками как в России, так и в Нижнем Новгороде являются японские Honda, Yamaha, Suzuki. Но по совокупности продаж китайские модели опережают оборот скутеров, произведенных в Стране восходящего солнца.
Нижегородский рынок мототехники сформирован, и на сегодняшний момент предложение уже превышает спрос. Несмотря на это, каждый год появляются новые продавцы, что свидетельствует о росте популярности скутеров. По информации Евгения Софьина, ежегодно спрос на мототехнику увеличивается на 20-25%. И если раньше на скутерах катались только подростки, то сейчас на них пересаживаются ценители времени: студенты, офисные работники и топ-менеджеры.
Эксплуатация мотороллеров
Прежде всего следует отметить, что скутер - не мопед. В переводе с английского scooter означает «скользящий». Название же «мопед» происходит от двух слов: «мотор» и «педаль» (которая в мотороллерах отсутствует). Большинство скутеров внешне очень похожи друг на друга, но различаются по техническим параметрам. В эксплуатации мотороллер настолько прост, что научиться управлять им можно за один-два дня. Однако чтобы получить навыки профессионального вождения, нужно практиковаться месяцами.
Управляется скутер рычагами газа и тормоза (переднего и заднего), расположенными на руле. Любой мотороллер имеет двухтактный двигатель. Как правило, в японских моделях система смазки раздельная (есть бак под бензин и бак под масло), а в китайских - смешанная (масло и топливо заливается в один бак). Расход масла небольшой - емкость бака около одного литра, в новом скутере его хватает примерно на 150 литров бензина. Тормоза: задний - барабанный, передний - либо дисковый, либо барабанный. Особого внимания требует воздушный фильтр, который нужно чистить не менее одного раза в месяц при постоянной езде. У большинства скутеров на приборной панели расположены две красные лампочки. Одна предупреждает о высокой скорости, вторая мигает, когда заканчивается масло, и если на ближайших 15-20 км его не долить, двигатель остановится.
На новый мотороллер обычно продавцы предоставляют гарантию на первые 3000-8000 км пробега или на 1 год, а на поддержанную технику ее вообще может не быть.
Как уверяет Александр Евстигнеев, несмотря на то что транспорт иностранного производства, проблем с автозапчастями для скутеров у нас в городе нет (хотя в прошлом году трудности с их приобретением случались). У Сергея Власова на этот счет иное мнение: «Как правило, основной набор (карбюратор, ремни вариатора, поршневые, коммутаторы) можно найти с легкостью. Но если поломка более серьезная, то деталь приходиться заказывать либо у продавцов в Нижнем Новгороде, либо через интернет-магазины. Самая большая проблема - это пластиковый кузов, с заменой которого вопрос стоит очень остро». По его словам, наиболее качественные скутеры - Honda, Yamaha, Suzuki FYM, Keeway, Peugeot, Gilera. Среди них есть и весьма дорогие модели, пользующиеся популярностью у состоятельных людей.
Неоспоримые преимущества скутера - мобильность и маневренность, простота в эксплуатации и экономичный расход топлива. Однако мотороллеры имеют и недостатки. Максимальная скорость (при двигателе объемом не более 50 куб. см) - 65 км/ч. В черте города этого достаточно, чтобы чувствовать себя полноправным участником дорожного движения, а в пробках свысока бросать взгляд на стоящие автомобили. Но на загородных трассах мотороллеры не позволят прокатиться с ветерком. Другой немаловажный негативный фактор - проблема парковок. Если личный автомобиль можно смело оставить на улице или возле дома, то скутер, особенно в темное время суток, бросать без присмотра небезопасно.
Скутер в законе
По слова начальника отдела пропаганды ГИБДД Нижегородской области Игоря Михайлушкина, транспортное средство с объемом двигателя 50 куб. см и более нужно обязательно регистрировать в ГАИ, а его владелец должен иметь водительское удостоверение. По правилам дорожного движения, подросткам моложе 16 лет запрещено выезжать на дороги общего пользования. Других ограничений на вождение скутера не существует.
Впрочем, приравнивать все малолитражные моторные транспортные средства к единой категории «А» представляется неправильным, поэтому обсуждались проекты деления «А» на подкатегории. Но до сих пор вопрос остается на стадии дискуссии.
«С точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, скутеристы - это неприятная категория водителей, - говорит Игорь Михайлушкин. - Мотороллеры получают достаточно широкое распространение, что связано с мнимой простотой их эксплуатации. Они реализуются под слоганом «Прав не надо» и «Регистрация не требуется». Это порождает иллюзию, что на скутере можно не соблюдать ПДД: ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, по полосам встречного движения и др. Однако в этом много лукавства. Часть скутеров, особенно дорогих, требует регистрации в ГИБДД».
В прошлом году, по данным ГАИ, за первые пять месяцев в Нижегородской области произошло 32 ДТП с участием транспортных средств с объемом двигателя менее 50 куб. см, в том числе 19 - с участием скутеров. В 2008 г. за тот же период зарегистрировано 64 аналогичных ДТП (по мотороллерам отдельная статистика не велась), 50 из них случились по вине водителей двухколесных средств передвижения.
Тем не менее, летом в Нижнем Новгороде скутерами пользуются и сами сотрудники ГАИ. «Скутер - хорошая альтернатива автомобилю - подытоживает Игорь Михайлушкин. - Однако человек, управляющий мотороллером, должен понимать, что он является полноправным участником дорожного движения и несет ответственность за соблюдение правил, даже если не имеет водительских прав».
Раз колесо, два колесо...
Прогресс не стоит на месте. Кроме скутеров медленно, но уверенно входят в моду квадроциклы, трициклы и багги. И если продажами скутеров занимаются чуть ли не все, кто имеет отношение к автозапчастям, то данные виды транспорта можно пробрести только в специализированных салонах. Квадроцикл представляет собой мотоцикл с большими четырьмя колесами, трицикл - это скутер с тремя колесами, а багги - небольшой автомобиль с низкой посадкой, напоминающий карт, только более мощный и с металлическим каркасом. Стоимость нового квадроцикла составляет 50-600 тыс. руб., багги - 60-500 тыс. руб., трицикла - 150-250 тыс. руб. По словам Дмитрия Чистякова, эта техника представлена в Нижнем Новгороде только новая. Квадрациклы и багги относятся к внедорожным мотосредствам и требуют наличия водительских прав категории «А».
Предпочитаю скутер
Игорь Гракович, управляющий директор Нижегородского филиала Теле 2
Самое большое преимущество мотороллеров - их мобильность. Моя поездка на скутере до офиса в час пик занимает в два раза меньше времени, чем на автомобиле. Скутеристам городские пробки не грозят. И, имея автомобиль, мотоцикл и скутер, я все-таки предпочитаю последний. Летом на территории города это самый удобный транспорт.
Серьезных поломок у моего скутера не случалось. Да и проблем с автозапчастями сейчас нет - любую деталь можно приобрести либо в Нижнем, либо заказать в Москве. Однако всегда есть проблема с парковкой. Чтобы скутер не разобрали и не угнали, я стараюсь ставить его на охраняемую стоянку.
Специфика управления
Скутер - самый простой в управлении моторный транспорт. Зажигание осуществляется с помощью кнопки стартера или, если сел аккумулятор (так часто случается после долгой зимний «спячки»), с подножки, а «с толчка» он не заводиться. После запуска требуется не менее 5 мин. на прогрев холодного двигателя.
У мотороллера нет коробки передач - скорость регулируется только одной ручкой. Поэтому нужно научиться «чувствовать» газ. Скорость 60 км/ч можно развить и за 4 сек., однако без необходимости предпочтительнее разгоняться медленнее - за 10 сек. Торможение лучше совершать комбинированное (это сокращает тормозной путь на 20-25%), причем задний тормоз нужно удерживать в первую очередь, затем притормаживать передним. Использование только переднего тормоза грозит переворотом через руль, а использование только заднего на большой скорости может привести к заносу колеса.
По правилам дорожного движения, водителям, чьи транспортные средства не требуют наличия водительских прав, можно двигаться только по крайней правой полосе, однако на практике это требование не всегда удается соблюдать: стоящие на остановках автобусы или выбоины в асфальте заставляют перестраиваться в другой ряд.
Серьезную опасность для скутериста представляют большегрузные автомобили. Если вы едете за таким «монстром», нужно занять позицию, при которой водитель автомобиля сможет видеть вас в зеркале заднего или бокового вида. Однако в поле зрения водителей грузовиков отечественного производства оказаться сложнее - количество зеркал в них невелико. К тому же водитель, понимая, что справа явно не поместится легковой автомобиль, может вообще не смотреть в зеркало и пребывать в уверенности, что рядом нет другого транспорта.
Если грузовик идет на обгон с большой скоростью, следует учесть, что создаваемый им поток воздуха может снизить устойчивость скутера. Поэтому лучше сбросить газ и быть готовым затормозить.
Андрей Кожирнов
Скутер - пожалуй, самый удобный «летний» вид транспорта: маневренный, компактный, экономичный. С каждым годом на дорогах Нижнего их появляется все больше. Это связано с нежеланием водителей простаивать в дорожных пробках и с простотой управления мотороллером. Для его эксплуатации не нужны техосмотр, регистрация и страховка, а для вождения некоторых видов скутеров не требуется и получения водительских прав. Правда, по той же причине полноправным членом автодвижения скутер назвать сложно.
Экспансия с Востока
Приобрести скутер в нашем городе не проблема. Более 15 компаний поставляют их оптом в Нижегородский регион. Розничных точек насчитывается около 30. Скутеры продают и в специализированных салонах (таковых в Нижнем 5), и в магазины автозапчастей, и в гипермаркетах. По словам директора мотосалона «Нижегородский» Александра Евстигнеева, рынок двухколесных средств передвижения «атакован» с Востока. «Доля техники китайского производства в общем объеме продаваемых мотороллеров в Нижнем Новгороде составляет 65%, японского - 30%, корейского с индийским - 5%, причем 50% продаж приходится на подержанные транспортные средства этой категории», - говорит он.
«Спрос на б/у скутеры связан, в первую очередь, с их низкой ценой: как правило, она составляет около половины стоимости нового, - объясняет старший менеджер ООО «Ист-Авто центр» Дмитрий Чистяков. - В России конвейерного производства скутеров нет. Однако почти все нижегородские компании приобретают их в разобранном виде и собирают вручную. А в Рыбинске, Ижевске, Калининграде и Коврове налажено серийное производство под собственными марками (на базе японских и китайских деталей)».
По мнению экспертов, японская техника наиболее качественная (у китайской нередко бывают проблемы с электропроводкой). Это подтверждается и тем, что цена нового китайского скутера равна стоимости поддержанного японского. Однако, как утверждает Дмитрий Чистяков, срок эксплуатации не всегда определяется маркой. Такого же мнения придерживается и руководитель Нижегородского Скутер Клуба Сергей Власов: «Мотороллеры ломаются ровно столько, сколько их ломать - от производителя это не зависит. Любая техника требует ухода. Иногда при анализе поломки выясняется, что она вызвана отвернувшимся болтом, который можно было вовремя подтянуть и забыть о нем. Иногда скутеры выходят из строя из-за того, что малограмотные или начинающие водители забывают доливать в бак масло. Такие промахи приводят к тяжелым повреждениям транспортного средства и дорогостоящему ремонту».
По данным Александра Евстигнеева, новый скутер в Нижнем Новгороде стоит 18-48 тыс. руб. в зависимости от комплектации, марки и технических характеристик. А подержанный можно приобрести и за 10 тыс. руб. По информации Дмитрия Чистякова, японские скутеры в основном представлены подержанными моделями (поэтому на их цену влияет год выпуска). А китайская техника реализуется только новая - вторичного рынка мотороллеров, произведенных в этой стране, у нас не существует, так как по сроку эксплуатации они уступают японским.
По оценкам г-на Чистякова, цены на скутеры в Нижнем Новгороде в 2-2,5 раза превышают их закупочную стоимость. Удорожание зависит от таможенных пошлин, расходов на ремонт и транспортировку, а также от технической комплектации, так как в Россию ввозятся не только подержанные, но и поломанные мотороллеры, требующие доработки.
Однако дешевая техника не самая востребованная - нынешние покупатели все чаще предпочитают высокое качество. По словам начальника технического отдела ООО «Земледелец» Евгения Софьина, наиболее популярными марками как в России, так и в Нижнем Новгороде являются японские Honda, Yamaha, Suzuki. Но по совокупности продаж китайские модели опережают оборот скутеров, произведенных в Стране восходящего солнца.
Нижегородский рынок мототехники сформирован, и на сегодняшний момент предложение уже превышает спрос. Несмотря на это, каждый год появляются новые продавцы, что свидетельствует о росте популярности скутеров. По информации Евгения Софьина, ежегодно спрос на мототехнику увеличивается на 20-25%. И если раньше на скутерах катались только подростки, то сейчас на них пересаживаются ценители времени: студенты, офисные работники и топ-менеджеры.
Эксплуатация мотороллеров
Прежде всего следует отметить, что скутер - не мопед. В переводе с английского scooter означает «скользящий». Название же «мопед» происходит от двух слов: «мотор» и «педаль» (которая в мотороллерах отсутствует). Большинство скутеров внешне очень похожи друг на друга, но различаются по техническим параметрам. В эксплуатации мотороллер настолько прост, что научиться управлять им можно за один-два дня. Однако чтобы получить навыки профессионального вождения, нужно практиковаться месяцами.
Управляется скутер рычагами газа и тормоза (переднего и заднего), расположенными на руле. Любой мотороллер имеет двухтактный двигатель. Как правило, в японских моделях система смазки раздельная (есть бак под бензин и бак под масло), а в китайских - смешанная (масло и топливо заливается в один бак). Расход масла небольшой - емкость бака около одного литра, в новом скутере его хватает примерно на 150 литров бензина. Тормоза: задний - барабанный, передний - либо дисковый, либо барабанный. Особого внимания требует воздушный фильтр, который нужно чистить не менее одного раза в месяц при постоянной езде. У большинства скутеров на приборной панели расположены две красные лампочки. Одна предупреждает о высокой скорости, вторая мигает, когда заканчивается масло, и если на ближайших 15-20 км его не долить, двигатель остановится.
На новый мотороллер обычно продавцы предоставляют гарантию на первые 3000-8000 км пробега или на 1 год, а на поддержанную технику ее вообще может не быть.
Как уверяет Александр Евстигнеев, несмотря на то что транспорт иностранного производства, проблем с автозапчастями для скутеров у нас в городе нет (хотя в прошлом году трудности с их приобретением случались). У Сергея Власова на этот счет иное мнение: «Как правило, основной набор (карбюратор, ремни вариатора, поршневые, коммутаторы) можно найти с легкостью. Но если поломка более серьезная, то деталь приходиться заказывать либо у продавцов в Нижнем Новгороде, либо через интернет-магазины. Самая большая проблема - это пластиковый кузов, с заменой которого вопрос стоит очень остро». По его словам, наиболее качественные скутеры - Honda, Yamaha, Suzuki FYM, Keeway, Peugeot, Gilera. Среди них есть и весьма дорогие модели, пользующиеся популярностью у состоятельных людей.
Неоспоримые преимущества скутера - мобильность и маневренность, простота в эксплуатации и экономичный расход топлива. Однако мотороллеры имеют и недостатки. Максимальная скорость (при двигателе объемом не более 50 куб. см) - 65 км/ч. В черте города этого достаточно, чтобы чувствовать себя полноправным участником дорожного движения, а в пробках свысока бросать взгляд на стоящие автомобили. Но на загородных трассах мотороллеры не позволят прокатиться с ветерком. Другой немаловажный негативный фактор - проблема парковок. Если личный автомобиль можно смело оставить на улице или возле дома, то скутер, особенно в темное время суток, бросать без присмотра небезопасно.
Скутер в законе
По слова начальника отдела пропаганды ГИБДД Нижегородской области Игоря Михайлушкина, транспортное средство с объемом двигателя 50 куб. см и более нужно обязательно регистрировать в ГАИ, а его владелец должен иметь водительское удостоверение. По правилам дорожного движения, подросткам моложе 16 лет запрещено выезжать на дороги общего пользования. Других ограничений на вождение скутера не существует.
Впрочем, приравнивать все малолитражные моторные транспортные средства к единой категории «А» представляется неправильным, поэтому обсуждались проекты деления «А» на подкатегории. Но до сих пор вопрос остается на стадии дискуссии.
«С точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, скутеристы - это неприятная категория водителей, - говорит Игорь Михайлушкин. - Мотороллеры получают достаточно широкое распространение, что связано с мнимой простотой их эксплуатации. Они реализуются под слоганом «Прав не надо» и «Регистрация не требуется». Это порождает иллюзию, что на скутере можно не соблюдать ПДД: ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, по полосам встречного движения и др. Однако в этом много лукавства. Часть скутеров, особенно дорогих, требует регистрации в ГИБДД».
В прошлом году, по данным ГАИ, за первые пять месяцев в Нижегородской области произошло 32 ДТП с участием транспортных средств с объемом двигателя менее 50 куб. см, в том числе 19 - с участием скутеров. В 2008 г. за тот же период зарегистрировано 64 аналогичных ДТП (по мотороллерам отдельная статистика не велась), 50 из них случились по вине водителей двухколесных средств передвижения.
Тем не менее, летом в Нижнем Новгороде скутерами пользуются и сами сотрудники ГАИ. «Скутер - хорошая альтернатива автомобилю - подытоживает Игорь Михайлушкин. - Однако человек, управляющий мотороллером, должен понимать, что он является полноправным участником дорожного движения и несет ответственность за соблюдение правил, даже если не имеет водительских прав».
Раз колесо, два колесо...
Прогресс не стоит на месте. Кроме скутеров медленно, но уверенно входят в моду квадроциклы, трициклы и багги. И если продажами скутеров занимаются чуть ли не все, кто имеет отношение к автозапчастям, то данные виды транспорта можно пробрести только в специализированных салонах. Квадроцикл представляет собой мотоцикл с большими четырьмя колесами, трицикл - это скутер с тремя колесами, а багги - небольшой автомобиль с низкой посадкой, напоминающий карт, только более мощный и с металлическим каркасом. Стоимость нового квадроцикла составляет 50-600 тыс. руб., багги - 60-500 тыс. руб., трицикла - 150-250 тыс. руб. По словам Дмитрия Чистякова, эта техника представлена в Нижнем Новгороде только новая. Квадрациклы и багги относятся к внедорожным мотосредствам и требуют наличия водительских прав категории «А».
Предпочитаю скутер
Игорь Гракович, управляющий директор Нижегородского филиала Теле 2
Самое большое преимущество мотороллеров - их мобильность. Моя поездка на скутере до офиса в час пик занимает в два раза меньше времени, чем на автомобиле. Скутеристам городские пробки не грозят. И, имея автомобиль, мотоцикл и скутер, я все-таки предпочитаю последний. Летом на территории города это самый удобный транспорт.
Серьезных поломок у моего скутера не случалось. Да и проблем с автозапчастями сейчас нет - любую деталь можно приобрести либо в Нижнем, либо заказать в Москве. Однако всегда есть проблема с парковкой. Чтобы скутер не разобрали и не угнали, я стараюсь ставить его на охраняемую стоянку.
Специфика управления
Скутер - самый простой в управлении моторный транспорт. Зажигание осуществляется с помощью кнопки стартера или, если сел аккумулятор (так часто случается после долгой зимний «спячки»), с подножки, а «с толчка» он не заводиться. После запуска требуется не менее 5 мин. на прогрев холодного двигателя.
У мотороллера нет коробки передач - скорость регулируется только одной ручкой. Поэтому нужно научиться «чувствовать» газ. Скорость 60 км/ч можно развить и за 4 сек., однако без необходимости предпочтительнее разгоняться медленнее - за 10 сек. Торможение лучше совершать комбинированное (это сокращает тормозной путь на 20-25%), причем задний тормоз нужно удерживать в первую очередь, затем притормаживать передним. Использование только переднего тормоза грозит переворотом через руль, а использование только заднего на большой скорости может привести к заносу колеса.
По правилам дорожного движения, водителям, чьи транспортные средства не требуют наличия водительских прав, можно двигаться только по крайней правой полосе, однако на практике это требование не всегда удается соблюдать: стоящие на остановках автобусы или выбоины в асфальте заставляют перестраиваться в другой ряд.
Серьезную опасность для скутериста представляют большегрузные автомобили. Если вы едете за таким «монстром», нужно занять позицию, при которой водитель автомобиля сможет видеть вас в зеркале заднего или бокового вида. Однако в поле зрения водителей грузовиков отечественного производства оказаться сложнее - количество зеркал в них невелико. К тому же водитель, понимая, что справа явно не поместится легковой автомобиль, может вообще не смотреть в зеркало и пребывать в уверенности, что рядом нет другого транспорта.
Если грузовик идет на обгон с большой скоростью, следует учесть, что создаваемый им поток воздуха может снизить устойчивость скутера. Поэтому лучше сбросить газ и быть готовым затормозить.
Андрей Кожирнов