В Тюмени в музейном филиале «Дом Машарова» открылась выставка мотоциклов, на которой представлены известные советские и иностранные модели. Несмотря на благоприобретенный «статус» раритетной, техника прикатила на экспозицию своим ходом. Идея и авторство показа принадлежат директору музея Ольге Береговой и младшему научному сотруднику Ольге Замираловой, а сами мотоциклы – тюменским коллекционерам-реставраторам, вдохнувшим в «железных коней» новую жизнь и придавшим им подобающий лоск и шик.
Кроме транспортных средств на выставочных стендах представлены также исторические документы и соответствующая мотоциклетная атрибутика: шлемы, перчатки, куртки. Музейщики напоминают: в 1940 году в СССР после сравнительных испытаний пятнадцати различных типов мотоциклов зарубежных марок был выбран и рекомендован к серийному производству мотоцикл БМВ Р-71, получивший в России индекс М-72. Выпуск мотоциклов данной серии в нашей стране начался в 1941 году – прежде всего для комплектования частей Красной армии. В Тюмени постановлением Совета по эвакуации от 10 сентября 1941 года было решено разместить производство Таганрогского мотоциклетного завода, часть оборудования Московского завода мотоциклетных моторов и Серпуховского мотоциклетного завода, таким образом, на карте города появился Тюменский мотоциклетный завод (ТМЗ), где некоторое время тоже выпускали мотоциклы М-72. Завод подчинялся Наркомату боеприпасов. Под руководством директора Мизрухина была проделана большая работа по организации выпуска продукции для фронта. В 1943 году на заводе трудились 843 человека. Количество продукции постоянно росло. Развернулось и ширилось движение фронтовых бригад.
В Тюмени особую известность получила комсомольско-молодежная бригада Николая Величко, занесенная в Книгу Почета городской комсомольской организации. Бригадир Величко в статье в газете «Красное знамя» от 10 мая 1943 года писал: «В бригаду вошли лучшие люди нашего цеха. В обучении молодых кадров принимали участие начальник цеха Кононенко, опытные мастера Волков, Васильев и другие». Все члены бригады регулярно перевыполняли план. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад, они успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий.
— Оригинальной разработкой в истории отечественного мотопрома была тюменская модель ТМЗ-53, разработанная в 1942 году заводскими специалистами, — рассказывает Ольга Замиралова. — Этот мотоцикл имел привод на колесо коляски и 1000-кубовый двигатель на базе картера М-72, в трансмиссии, кроме четырехступенчатой коробки передач и карданного привода, присутствовали передача заднего хода и демультипликатор, а дифференциал заднего моста мог блокироваться. В системе зажигания находилось двухискровое магнето, колеса имели размер 6 х 16, что обеспечивало дорожный просвет 180 мм. Мотоцикл прекрасно показал себя на испытаниях, однако серийное производство этой модели было признано нецелесообразным, потому что характер войны изменился, и завод впоследствии перепрофилировали и в начале весны 1944 года перевели в Горький (ныне Нижний Новгород).
Экспозиция возвращает нас в те времена, когда в Тюменской области был популярен «ледяной спидвей» —гонки на мотоциклах по льду.
Спортсмены-мотоциклисты соревновались на первенство области, за право обладания призами Тобольской школы ДОСААФ, газеты «Тобольская правда» и специальным «Призом тюменской нефти». До сих пор у ветеранов мотогонок в памяти громкие победы тюменских команд-чемпионов области – объединения «Сибкомплектмонтаж», объединенной технической школы ДОСААФ, аккумуляторного завода, судоремонтного завода, представителей Тобольска, Ишима, Ялуторовска… Многократным победителем таких соревнований был Григорий Ишимцев, воспитанник Тобольской автошколы, выступавший за спортивно-технический клуб «Монтажник». К плеяде отчаянных мотогонщиков принадлежат также тюменцы В. Абрамовский, А. Шишкин, А. Шульгин, тоболяки П. Русанов, Ю. Сухинин, Е. Чиков, А. Мельников, ишимцы В. Мамонтов, С. Устинов, А. Андронов, В. Омегов и другие. Сегодня, отмечают авторы экспозиции, иные времена – времена байкеров. Именно они стали первыми и самыми заинтересованными посетителями мотовыставки.
Тодор ВОИНСКИЙ
Кроме транспортных средств на выставочных стендах представлены также исторические документы и соответствующая мотоциклетная атрибутика: шлемы, перчатки, куртки. Музейщики напоминают: в 1940 году в СССР после сравнительных испытаний пятнадцати различных типов мотоциклов зарубежных марок был выбран и рекомендован к серийному производству мотоцикл БМВ Р-71, получивший в России индекс М-72. Выпуск мотоциклов данной серии в нашей стране начался в 1941 году – прежде всего для комплектования частей Красной армии. В Тюмени постановлением Совета по эвакуации от 10 сентября 1941 года было решено разместить производство Таганрогского мотоциклетного завода, часть оборудования Московского завода мотоциклетных моторов и Серпуховского мотоциклетного завода, таким образом, на карте города появился Тюменский мотоциклетный завод (ТМЗ), где некоторое время тоже выпускали мотоциклы М-72. Завод подчинялся Наркомату боеприпасов. Под руководством директора Мизрухина была проделана большая работа по организации выпуска продукции для фронта. В 1943 году на заводе трудились 843 человека. Количество продукции постоянно росло. Развернулось и ширилось движение фронтовых бригад.
В Тюмени особую известность получила комсомольско-молодежная бригада Николая Величко, занесенная в Книгу Почета городской комсомольской организации. Бригадир Величко в статье в газете «Красное знамя» от 10 мая 1943 года писал: «В бригаду вошли лучшие люди нашего цеха. В обучении молодых кадров принимали участие начальник цеха Кононенко, опытные мастера Волков, Васильев и другие». Все члены бригады регулярно перевыполняли план. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад, они успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий.
— Оригинальной разработкой в истории отечественного мотопрома была тюменская модель ТМЗ-53, разработанная в 1942 году заводскими специалистами, — рассказывает Ольга Замиралова. — Этот мотоцикл имел привод на колесо коляски и 1000-кубовый двигатель на базе картера М-72, в трансмиссии, кроме четырехступенчатой коробки передач и карданного привода, присутствовали передача заднего хода и демультипликатор, а дифференциал заднего моста мог блокироваться. В системе зажигания находилось двухискровое магнето, колеса имели размер 6 х 16, что обеспечивало дорожный просвет 180 мм. Мотоцикл прекрасно показал себя на испытаниях, однако серийное производство этой модели было признано нецелесообразным, потому что характер войны изменился, и завод впоследствии перепрофилировали и в начале весны 1944 года перевели в Горький (ныне Нижний Новгород).
Экспозиция возвращает нас в те времена, когда в Тюменской области был популярен «ледяной спидвей» —гонки на мотоциклах по льду.
Спортсмены-мотоциклисты соревновались на первенство области, за право обладания призами Тобольской школы ДОСААФ, газеты «Тобольская правда» и специальным «Призом тюменской нефти». До сих пор у ветеранов мотогонок в памяти громкие победы тюменских команд-чемпионов области – объединения «Сибкомплектмонтаж», объединенной технической школы ДОСААФ, аккумуляторного завода, судоремонтного завода, представителей Тобольска, Ишима, Ялуторовска… Многократным победителем таких соревнований был Григорий Ишимцев, воспитанник Тобольской автошколы, выступавший за спортивно-технический клуб «Монтажник». К плеяде отчаянных мотогонщиков принадлежат также тюменцы В. Абрамовский, А. Шишкин, А. Шульгин, тоболяки П. Русанов, Ю. Сухинин, Е. Чиков, А. Мельников, ишимцы В. Мамонтов, С. Устинов, А. Андронов, В. Омегов и другие. Сегодня, отмечают авторы экспозиции, иные времена – времена байкеров. Именно они стали первыми и самыми заинтересованными посетителями мотовыставки.
Тодор ВОИНСКИЙ