Согласно прежним планам разработчиков проекта Tilter, озвученным на его презентации в рамках прошлогоднего Женевского автосалона, трехколесный электрический мотомобиль должен был пойти в серию еще до конца 2012-го. Но время вносит свои коррективы, не считаясь с амбициями новаторов. Тем не менее, проект не заглох, и как раз в эти дни полным ходом движутся полигонные испытания прототипа Tilter.
Продукт французской инновационной компании SynergEthic, разработанный коллективом инженеров и дизайнеров под руководством Эрика Проза (Eric Prose), сейчас наматывает километры на тестовых треках полигона CERAM (le Centre d’Essais et de Recherche Automobile de Mortefontaine, Центр автомобильных испытаний и исследований в Мортфонтэне). В программу входят проверка возможностей прототипа на скоростном кольце, тестирование всех аспектов управляемости на ровной, как стол, огромной площадке в 77 тысяч квадратных метров, изучение особенностей поведения транспортного средства в разных дорожных условиях и на различных покрытиях.
Тестовый прототип мало похож на тот красавчик-концепт, который встречал посетителей год тому назад на стенде SynergEthic в мартовской Женеве. Дело не только в отсутствии дверей и пластиковых панелей обшивки задней части кузова. Tilter в «полигонной версии» выглядит одноместным. На самом деле место пассажирского сиденья заняла испытательная аппаратура. Серийный же мотомобиль, как и обещали разработчики, сможет перевозить двоих человек. А если водитель – эгоист, но с немалой поклажей, машинка готова и к этому. Заднее сиденье легко складывается, образуя багажник впечатляющего объема в 220 литров.
Среди прочих приятных особенностей Tilter значится его выдающаяся маневренность (обещана способность развернуться на 5 метрах), пронырливость и «всепролазность» в городской толчее благодаря более чем скромной ширине в 90 сантиметров и оригинальному решению конструкции дверей, выполненных сдвижными, а также достойная дальность автономного пробега (120 км между «заправками») и дешевизна пополнения заряда батарей. По расчетам французского мотосайта Scooter-Station, полное восстановление заряда литиево-полимерных аккумуляторов обойдется владельцу в 65 евроцентов (правда, если он будет заниматься этим не в часы пик, когда в странах Евросоюза действуют совсем иные тарифы на электроэнергию). Сам процесс подзарядки также несложен: предусмотрена возможность подключения Tilter к стандартной бытовой розетке напряжением 220 вольт.
«Сладкие» обещания не так просто выполнить. На первый взгляд, концептуально повторяющий трехколесный мотороллер типа электрического мото-грузовичка Adiva Moose (тоже, кстати, отнюдь не простого), проект Tilter невообразимо сложнее технически. Немалая заслуга в этом – особого принципа управления мотомобилем. Водитель, спрятанный в капсулу пространственной клетки из сваренных стальных труб, обшитой снаружи пластиковыми панелями, поворачивает вполне автомобильную «баранку», а электроника мгновенно производит расчеты и трансформирует это действие в классический мотоциклетный крен. Получается, точность управления и, в конечном счете, безопасность ездоков и окружающих всецело зависит от безукоризненной и надежной работы электронных систем Tilter. Не это ли стало причиной «отложенного старта» коммерциализации проекта? Ведь особая сложность влечет за собой не только трудности в изготовлении и настройке, но и более объемную испытательную программу, долгую придирчивую омологацию новинки и т.д.
Как бы там ни было, о прежде названной дате – сентябрь 2012 года – можно забыть. Теперь SynergEthic предполагает выпустить Tilter на рынок в 2013 году. С ценами тоже пока нет полной ясности. Озвученная в Женеве цифра в 12 тысяч евро как абсолютный предел предполагаемой цены за год плавно доползла до 15 тысяч. Правда, и прежнее значение пока фигурирует – но уже как возможная цена с учетом бонусных и льготных программ, направленных на поддержку покупателей экологически чистого транспорта. Вот только программы эти сильно зависят от экономического здоровья Евросоюза. В любом случае, дешево не будет. Будет оригинально. Стильно. Модно. И – хочется верить – комфортно и быстро. А ведь время – тоже деньги. И немалые, особенно в мегаполисах…
Продукт французской инновационной компании SynergEthic, разработанный коллективом инженеров и дизайнеров под руководством Эрика Проза (Eric Prose), сейчас наматывает километры на тестовых треках полигона CERAM (le Centre d’Essais et de Recherche Automobile de Mortefontaine, Центр автомобильных испытаний и исследований в Мортфонтэне). В программу входят проверка возможностей прототипа на скоростном кольце, тестирование всех аспектов управляемости на ровной, как стол, огромной площадке в 77 тысяч квадратных метров, изучение особенностей поведения транспортного средства в разных дорожных условиях и на различных покрытиях.
Тестовый прототип мало похож на тот красавчик-концепт, который встречал посетителей год тому назад на стенде SynergEthic в мартовской Женеве. Дело не только в отсутствии дверей и пластиковых панелей обшивки задней части кузова. Tilter в «полигонной версии» выглядит одноместным. На самом деле место пассажирского сиденья заняла испытательная аппаратура. Серийный же мотомобиль, как и обещали разработчики, сможет перевозить двоих человек. А если водитель – эгоист, но с немалой поклажей, машинка готова и к этому. Заднее сиденье легко складывается, образуя багажник впечатляющего объема в 220 литров.
Среди прочих приятных особенностей Tilter значится его выдающаяся маневренность (обещана способность развернуться на 5 метрах), пронырливость и «всепролазность» в городской толчее благодаря более чем скромной ширине в 90 сантиметров и оригинальному решению конструкции дверей, выполненных сдвижными, а также достойная дальность автономного пробега (120 км между «заправками») и дешевизна пополнения заряда батарей. По расчетам французского мотосайта Scooter-Station, полное восстановление заряда литиево-полимерных аккумуляторов обойдется владельцу в 65 евроцентов (правда, если он будет заниматься этим не в часы пик, когда в странах Евросоюза действуют совсем иные тарифы на электроэнергию). Сам процесс подзарядки также несложен: предусмотрена возможность подключения Tilter к стандартной бытовой розетке напряжением 220 вольт.
«Сладкие» обещания не так просто выполнить. На первый взгляд, концептуально повторяющий трехколесный мотороллер типа электрического мото-грузовичка Adiva Moose (тоже, кстати, отнюдь не простого), проект Tilter невообразимо сложнее технически. Немалая заслуга в этом – особого принципа управления мотомобилем. Водитель, спрятанный в капсулу пространственной клетки из сваренных стальных труб, обшитой снаружи пластиковыми панелями, поворачивает вполне автомобильную «баранку», а электроника мгновенно производит расчеты и трансформирует это действие в классический мотоциклетный крен. Получается, точность управления и, в конечном счете, безопасность ездоков и окружающих всецело зависит от безукоризненной и надежной работы электронных систем Tilter. Не это ли стало причиной «отложенного старта» коммерциализации проекта? Ведь особая сложность влечет за собой не только трудности в изготовлении и настройке, но и более объемную испытательную программу, долгую придирчивую омологацию новинки и т.д.
Как бы там ни было, о прежде названной дате – сентябрь 2012 года – можно забыть. Теперь SynergEthic предполагает выпустить Tilter на рынок в 2013 году. С ценами тоже пока нет полной ясности. Озвученная в Женеве цифра в 12 тысяч евро как абсолютный предел предполагаемой цены за год плавно доползла до 15 тысяч. Правда, и прежнее значение пока фигурирует – но уже как возможная цена с учетом бонусных и льготных программ, направленных на поддержку покупателей экологически чистого транспорта. Вот только программы эти сильно зависят от экономического здоровья Евросоюза. В любом случае, дешево не будет. Будет оригинально. Стильно. Модно. И – хочется верить – комфортно и быстро. А ведь время – тоже деньги. И немалые, особенно в мегаполисах…