В понимании любого владельца скутера или мотоцикла, «воздушник» — это двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. Между тем давно существует иная интерпретация такого понятия. Речь о двигателях, в которых «моторным топливом» является сжатый воздух.
Самой концепции подобного двигателя уже больше двух сотен лет. Один из соответствующих патентов был выдан в Великобритании еще в 1799 году. Спустя столетие автомобили с тогда еще малоэффективными пневмодвигателями даже строились мелкими сериями в Европе и США. Они эксплуатировались в качестве внутризаводского технологического транспорта на промпредприятиях и даже как городские грузовички.
Однако победное шествие двигателя внутреннего сгорания не дало развиться идее по-настоящему. Ее двигали вперед преимущественно энтузиасты-одиночки. Должна была пройти еще сотня лет, прежде чем сжатый воздух вновь стали рассматривать как возможную альтернативу бензину. В Австралии подобные автомобильчики конструкции Анджело ди Пьетро (Angelo Di Pietro), произведенные фирмой Engineair, даже пошли в коммерческую эксплуатацию. В Европе не меньших успехов достиг француз Ги Негрэ (Guy Negre), основатель и владелец фирмы MDI (Motor Development International), чьи микроавтомобильчики способны на одной заправке сжатого воздуха под давлением в 300 атмосфер преодолевать до 200 км по городу, развивая мощность 25 л.с. (при рабочем объеме 4-цилиндрового двигателя 0,8 литра) и разгоняясь до максимальных 110 км/ч.
Однако серьезных поползновений использовать пневматический двигатель на мототехнике до сих пор не было. Видимо, главным сдерживающим фактором являлся объем баллонов с «топливом», которые, в противовес миниатюрному двигателю, действительно громоздки и довольно тяжелы по мотоциклетным меркам. Однако технологии развиваются с головокружительной быстротой, и если объем необходимых баллонов снизить не так просто, поскольку это означало бы повышение и так запредельно высокого давления (и энергозатрат на компрессию), то снизить собственную массу емкостей вполне реально. Уже плюс!
Первая серьезная заявка на успех в построении мотоциклов с пневматическим двигателем — Saline Airstream, совместная разработка сразу пяти дизайнерских школ из Франции. Этому интересному проекту, по сообщению итальянского мотоциклетного портала Motoblog.it, предстоит помериться силами с другими разработками в сфере использования альтернативных источников энергии. «Выяснение отношений» должно произойти на традиционной Неделе скорости, проходящей на самом знаменитом скоростном полигоне мира — соляной равнине Бонневилль в американском штате Юта (Bonneville Speed Week). Авторы скромно надеются, что их стримлайнер Saline Airstream сумеет утереть носы конкурентам и занять верхнюю строчку сразу в нескольких номинациях, фиксирующих рекорды для мототранспорта на альтернативной тяге.
Строение рекордного мотоцикла вполне понятно из иллюстраций. Две крупные емкости для сжатого воздуха расположены под наклоном в передней части под обтекателем, за ними скрыт компрессор. Передняя подвеска и рулевое управление построены по принципу, примененному в спортбайке Vyrus довольно экзотического вида (и повторенном, с вариациями, на оригинальном концепте дизельного спортбайка Kickboxer Diesel AWD). При этом угол возвышения руля над дорожной поверхностью может изменяться, соответственно меняя посадку гонщика. Это позволяет разместиться комфортнее, когда речь не идет о рекордном заезде.
Перспектива погоняться в Бонневилле и стать «первыми среди экзотов», очевидно, побуждает разработчиков скромно умалчивать технические характеристики своего детища. По крайней мере, пока рекордный заезд не совершен. Однако их мечты простираются значительно дальше недельного катания по соляной равнине. Авторы всерьез надеются со временем «дорастить» Saline Airstream до массового применения на дорогах общего пользования. На это не только косвенно указывает схема коррекции посадки байкера, но и готовый дизайн полностью дорожной версии, со всей необходимой светотехникой и площадкой под номерной знак. Результаты Saline Airstream, показанные на шоу в Бонневилле, в принципе могут стать стимулом к выпуску хотя бы ограниченной тестовой партии таких пневмобайков для дорожного использования.
Самой концепции подобного двигателя уже больше двух сотен лет. Один из соответствующих патентов был выдан в Великобритании еще в 1799 году. Спустя столетие автомобили с тогда еще малоэффективными пневмодвигателями даже строились мелкими сериями в Европе и США. Они эксплуатировались в качестве внутризаводского технологического транспорта на промпредприятиях и даже как городские грузовички.
Однако победное шествие двигателя внутреннего сгорания не дало развиться идее по-настоящему. Ее двигали вперед преимущественно энтузиасты-одиночки. Должна была пройти еще сотня лет, прежде чем сжатый воздух вновь стали рассматривать как возможную альтернативу бензину. В Австралии подобные автомобильчики конструкции Анджело ди Пьетро (Angelo Di Pietro), произведенные фирмой Engineair, даже пошли в коммерческую эксплуатацию. В Европе не меньших успехов достиг француз Ги Негрэ (Guy Negre), основатель и владелец фирмы MDI (Motor Development International), чьи микроавтомобильчики способны на одной заправке сжатого воздуха под давлением в 300 атмосфер преодолевать до 200 км по городу, развивая мощность 25 л.с. (при рабочем объеме 4-цилиндрового двигателя 0,8 литра) и разгоняясь до максимальных 110 км/ч.
Однако серьезных поползновений использовать пневматический двигатель на мототехнике до сих пор не было. Видимо, главным сдерживающим фактором являлся объем баллонов с «топливом», которые, в противовес миниатюрному двигателю, действительно громоздки и довольно тяжелы по мотоциклетным меркам. Однако технологии развиваются с головокружительной быстротой, и если объем необходимых баллонов снизить не так просто, поскольку это означало бы повышение и так запредельно высокого давления (и энергозатрат на компрессию), то снизить собственную массу емкостей вполне реально. Уже плюс!
Первая серьезная заявка на успех в построении мотоциклов с пневматическим двигателем — Saline Airstream, совместная разработка сразу пяти дизайнерских школ из Франции. Этому интересному проекту, по сообщению итальянского мотоциклетного портала Motoblog.it, предстоит помериться силами с другими разработками в сфере использования альтернативных источников энергии. «Выяснение отношений» должно произойти на традиционной Неделе скорости, проходящей на самом знаменитом скоростном полигоне мира — соляной равнине Бонневилль в американском штате Юта (Bonneville Speed Week). Авторы скромно надеются, что их стримлайнер Saline Airstream сумеет утереть носы конкурентам и занять верхнюю строчку сразу в нескольких номинациях, фиксирующих рекорды для мототранспорта на альтернативной тяге.
Строение рекордного мотоцикла вполне понятно из иллюстраций. Две крупные емкости для сжатого воздуха расположены под наклоном в передней части под обтекателем, за ними скрыт компрессор. Передняя подвеска и рулевое управление построены по принципу, примененному в спортбайке Vyrus довольно экзотического вида (и повторенном, с вариациями, на оригинальном концепте дизельного спортбайка Kickboxer Diesel AWD). При этом угол возвышения руля над дорожной поверхностью может изменяться, соответственно меняя посадку гонщика. Это позволяет разместиться комфортнее, когда речь не идет о рекордном заезде.
Перспектива погоняться в Бонневилле и стать «первыми среди экзотов», очевидно, побуждает разработчиков скромно умалчивать технические характеристики своего детища. По крайней мере, пока рекордный заезд не совершен. Однако их мечты простираются значительно дальше недельного катания по соляной равнине. Авторы всерьез надеются со временем «дорастить» Saline Airstream до массового применения на дорогах общего пользования. На это не только косвенно указывает схема коррекции посадки байкера, но и готовый дизайн полностью дорожной версии, со всей необходимой светотехникой и площадкой под номерной знак. Результаты Saline Airstream, показанные на шоу в Бонневилле, в принципе могут стать стимулом к выпуску хотя бы ограниченной тестовой партии таких пневмобайков для дорожного использования.