Не знаю, кто как, а я перед тем, как отправиться в путешествие, люблю посидеть в инете, почитать статьи и форумы о тех местах, куда собираюсь ехать, покрутить Гугл Планету, изучая маршруты и фотографии. В общем, собрать информацию. Иначе можно пропустить в поездке что-нибудь интересное и потом жалеть об этом. На это обдумывание порой уходят недели, я долго дозреваю до нужной кондиции, перебирая в голове нюансы предстоящего путешествия.
Так было и в этот раз. Еще в июле, в одно из воскресений лениво глядел, как Кондратюк отбирал лучшего народного певца недели на просторах Украины и среди прочего прозвучали слова Вознесенск, каньон, Мертвовод...Я проснулся и достал Атлас автодорог Украины - мою любимую книжку в последние годы. Блин, да это ж недалеко от меня - всего каких-то 230-250км и почти по прямой, ехать можно с закрытыми глазами! Как раз в пределах комфортной досягаемости за один день для полтинника. А что там у нас с интересными местами и природными ландшафтами, спросил я себя, и полез в Гугл. И Гугл меня не разочаровал. Напротив, я нарыл столько интересного, что хватит еще на несколько ходок.
Потом были похороны отца, больные зубы, поиск недостающего снаряжения... Лето шло, а идея все висела в воздухе, то уходя на дальний план, то вновь всплывая на поверхность. Как обычно, это случалось и раньше - мне надо было дозреть. Нет, такие странствия, да еще в одиночку, меня не пугают. Был уже Крым два раза, не считая по мелочи. С велика не слезаю, проезжаю на нем больше, чем на скуте. Я вообще дорожный маньяк - эта бесконечная лента, уходящая за горизонт,действует на меня, как дудочка на кобру. Еще бы! Однообразные покачивания в седле, монотонный шум ветра, разбавленный урчаньем мотора, равномерно надвигающиеся и растворяющиеся по бокам пейзажи плавно погружают меня в состояние медитации... Пока не спустит на землю голос инспектора:" Прапорщчик Бондарэнко..." Хотя нет, конечно, отрезвляющие ямы на дорогах встречаются намного чаще даишников, и слава Богу. Как-то в далеком детстве папа, забирая меня из пионерского лагеря раньше срока по моей просьбе, и приехав туда на грузовике(знакомый подбросил), спросил меня - на чем ты больше хочешь, чтобы мы поехали - на этой машине (в кабине, конечно) или на теплоходе по реке? Я, зажмурив от счастья глаза и представив, как ветер будет трепать мои волосы на высунувшейся из окна башке, и готовый ради такого счастья отбыть еще один срок в опостылевшем лагере, глядя в недоуменные глаза родителя, восторженно выпалил - КАНЕШНА НА МАШИНЕ! Сынок, ты наверное не понял или на солнышке перегрелся в этом лагере,сказал с натянутой улыбкой папа - не в этой грязной, воняющей бензином и шоферской жизнью тесной кабине, а на просторном белом красавце (ну т.е. обычном речном трамвае тех лет), с чайками, брызгами волн и.д. Я поняв, что сморозил что-то не то, уже менее уверенно повторил - на машине... М-да,..здравствуй яблочко, подумал наверное папа. Ну, что ж,поехали.
Вот так я все ждал чего-то , да тянул пока не дотянул почти до конца сентября. А погода все ждала меня, соблазняла ласковым теплом и благоприятным прогнозом. Как ни гляну на три дня вперед - а там все солнце да +25. От предыдущих поездок осталось все основное снаряжение - рюкзак, палатка,горелка,подставка для сумок, сваренная когда-то из двух велобагажников специально для этих целей . Запасной ремень, свеча, ролики, ремнабор для бескамерки и пр. Не было только запасной поршневой для полного счастья. Да чего там, каких-то 700 км не так и много, обойдусь. Прихватил на всякий случай только кольца и старый поршень с отколотым краешком. Собрался за полвечера, даже удивился.
И вот ведь зараза. Перед дальней дорогой надо выспаться как следует, отдохнуть - да где там. Я уже в пути. Лежа на диване. Я вообще мегасова, меня уложить спать - все равно что покойника разбудить. Поэтому ничего стараюсь на утро не назначать - или опоздаю или вообще не приду.
В общем вырулил я в полдесятого, на полтора часа позже запланированного. Жаль, забыл запечатлеть отъезд в спешке, исходную точку как бы. Осталась только стартовая фотка с прошлогодней поездки на Тарханкут - все то же самое, один в один, только футболка другого цвета.
Старушки-соседки уже поняли по моей довольной роже и груженому скутеру, что я опять куда-то собрался и пожелали счастливого пути. Выезд на трассу из нашего городка занимает не более десяти минут из любой точки, а от моего дома всего-то две-три, так что я не заметил, как уже весь был в пути. Как же я люблю эти минуты! Эти первые минуты, когда перед тобой, как на экране, весь мир, он мчится тебе навстречу проносящимися домиками и столбами электропередач, бескрайними полями и таким же огромным небом. Даже обгоняющие фуры поначалу не раздражают, а только подгоняют вперед воздушной волной, расходящейся от их широких морд. Это уже на пятом часу бесконечных полей начинаешь понимать, какая всетаки огромная страна, землищи дохерища, прости Господи за сравнение...Как это можно все засеять, а потом столько съесть и при этом еще привозить картошку из Голландии, а яблоки из Польши, мне не понять никогда.
Конечно,были остановки. Попадались уютные уголочки, где местные жители так трогательно заботились о нас, шатающихся по миру. Спасибо им за это.
В дороге не произошло ничего необычного, за исключением мелкой доработки на ходу. Выяснилось, что моя подставка для сумок на багажнике на ямах и кочках достает до выхлопного патрубка. Пришлось в придорожном магазине купить ножовочное полотно и отпилить два сантиметра трубки.
От Кривого Рога на Вознесенск через Новый Буг трасса неплохая, тихая. Последние километров пятьдесят длинные подъемы-спуски - хоть какое-то разнообразие.
Первая эйфория прошла и ближе к вечеру настроение постепенно меняется, возникает небольшое чувство оторванности от дома. Это нормально - психологическая перестройка организма, все происходит слишком быстро, на эмоциях, требуется время, чтобы привыкнуть к новому состоянию. Потом это проходит, входишь в новый ритм жизни и он становится обычным на все время пути.
В полпятого въехал в Вознесенск.
Время позволяло покуралесить по городу, но после семи часов полета хотелось побыстрее где-нибудь приземлиться уже. А мне еще предстояло найти аэродром. В конце сентября вечера уже не такие длинные, в шесть надо завершать движение, чтобы до темна успеть распаковаться. Хоть и налобный фонарь есть, незаменимая и удобнейшая вещь в походе, он у меня на втором месте после палатки в списке, но лучше посветлу.
Решил сразу ехать на каньон в с.Актово. Оно стоит на р.Мертвовод, притоке Буга в 20км от Вознесенска. По шоссе доехал до с.Трикраты, дальше есть там участок дороги из брусчатки необтесаной, черт ногу сломит. Дорога, конечно, вечная, только ездить по ней невозможно. Свернул в лес на грунтовку - мы ж не ищем легких путей. Через десять минут мнение о брусчатке изменилось, но решил не возвращаться. Смеркалось, как говорит Задорнов. Вокруг никого, дорога размытая, колеи глубиной по колено. Один раз упал на бок. В результате выехал к реке, но мне надо было на другой берег. Речка пустяк, но на скуте не пройти. Увидел какого-то мужика,спасибо подсказал чуть дальше брод. Разулся, промерил - 20см, фигня. Перебрался и по берегу наверх в село. Первое приключение осталось позади.
Я был почти у цели. Осталось пробраться к самому каньону и найти красивое место для ночевки. Обязательно КРАСИВОЕ, на возвышенности , видовое - я страсть люблю красивые места!. А зачем тогда ехать. На мусорку из окна я и дома посмотрю.
Уже в глубоких сумерках я-таки добрался, но все любования оставил на утро, да и не видно толком уже ничего. Вот он, долгожданный привал!
Глянул на счетчик - ровно 250км. Против 430 прошлогодних ерунда. Высыпали звезды, тишина, хоть глаз выколи, тепло - просто рай на земле. А в трехстах метрах за холмом околица села, для них это обычная каждодневность. Испомнилась почему-то фраза про пирожные и хлеб, сказанная кажется Руссо. Если красота переходит в разряд обыденности, если перестаешь ее замечать и употребляешь вместо хлеба к борщу, то в этом есть что-то неправильное.
А ночью замерз. Не привык спать на холоде, проходил акклиматизацию.
Мумия на отдыхе
Утром проснулся от громкого гагаканья - местное гусиное братство с шумом и наслаждением предавалось водным процедурам.
Вылез из палатки - мать чесная, вот она красотища!
Чистейшее небо, солнце быстро вернуло температурные позиции, утраченные ночью. Как я вскоре узнал, это было только начало каньона, все ягодки впереди. Коордираты ночевки, может кому пригодится - N 47град. 42.562' Е 031град. 27.293'
Дальше был объезд каньона со спусками к реке, фото на память.
Везде присутствовали свидетельства популярности этих мест в виде протоптанных дорожек, осттатков кострищ, но было в общем чисто. В эту пору года я оказался по-видимому одним из последних, кто тут оказался. Каньон тянется вдоль реки аж до Петропавловки, но я не стал туда ехать.
Дальше мой план на день был таков. Возвращаюсь через трикратский заповедник под названием Урочище Лабиринт, далее на Александровку, по дамбе через Южный Буг на правый берег и далее в сторону Богдановки.
Выезд из Актового.
Въезд в урочище.
После жары проехать по прохладному лесу было очень кстати. Мостики, водопадики, столики и столетние дубы.
Дамба и плотина Александровской ГЭС
По правому берегу от села Шуцкое дороги нет, одни грунтовки петляют туда-сюда. У нас тут грунтовки прямые, как авеню в Нью Йорке и все под прямым углом, не заблудишься.
А там взял слишком влево от реки, за холмами было ее не видно, несколько раз пользовался навигатором, чтобы определить местоположение. Из людей встретил на дороге только одинокую, как я, кобылу (или коня, проверять не стал), но она ничего мне не ответила, снисходительно махнув хвостом.
В конце концов вырулил на верх и сразу все открылось как на ладони - река, на том берегу дальше просматривался Южноукраинск.
Был ранний вечер, часов пять. Подъехал к с.Виноградный Сад, правее посреди реки возвышался живописный остров.
Напротив него решил и заночевать. Место очень приятное. Пивко, ужин, костерок, тлеющий закат - мама дорогая, спасибо, что у меня это есть.
И тот полынный костерок
У шалаша, в степи просторной,
На берегу воды озерной
Еще колышет ветерок.
Звездищи, как в горах. Увидел Большую Медведицу - на том же месте, что и дома. Ручка слева, ковшик справа. Будто вышел на балкон своей квартиры. Мне не бывает скучно одному, а для тех, кто не может без телевизора, есть выход. Загрузите Crystal TV на свой смартфон, подключите xl.kyivstar и развлекайтесь. За семь гривен в день сможете смотреть три канала СТС, ДТВ и RTVI , остальные платные по подписке. Программа хороша тем, что сама подстраивается под доступную скорость передачи данных и не тормозит даже при обычном GPRS соединении. Координаты второй ночевки N 47град. 44.571' Е 031град. 11.070'
На следующий день неспеша собрался и поехал в направлении Богдановки.
Справа прекрасно просматривались приближающиеся очертания Южноукраинска и АЭС.
Впечатлила своей грандиозностью Ташлыкская ГАЭС.
По этой части мне есть, с чем сравнивать. Я вырос и живу в городе энергетиков, наша Криворожская ТЭС такая же махина и олицетворяла в свое время эпоху расцвета социндустрии. Сейчас правда уже дряхлая старушка с сорокалетним стажем, но небо пока коптит.
Кстати это еще и историческое место под названием Урочище Гард, о котором можно почитать в сети. Тут некстати сели аккумы в фотике, пришлось экспериментировать с зарядкой от бортового аккумулятора. У меня в унитаз выведен разъем прикуривателя для зарядки телефона. Попробовал, присоединив к нему на скорую руку два провода, заряжать пальчиковые аккумуляторы. Просто соединяю в руках последовательно два пальчиковых и к двум другим полюсам прикладываю провода от скутера. Провода и акки через несколько секунд начинают греться. Оказалось, такой экстремальной минизарядки хватает, чтобы сделать 15-20снимков.
Полюбовавшись достижениями энергетики уже нынешней, поехал дальше. По пути увидел памятник жертвам войны, в основном, евреям. 54600душ.
На том берегу очертания Южноукраинска.
Следующая цель была отыскать старые заброшенные шахты ракет стратегического назначения в районе села Соколовка. Точного их местанахождения я не знал, на картах по понятным причинам они не отмечены, а дорожный указатель с надписью "Ракетные шахты, 2 км. Добро пожаловать" может искать только идиот. Подсказкой послужила вымощенная плитами 3х1м двуколейка, уходящая в лес, по которой возили явно не мешки с удобрениями. Ехать по ней было также приятно, как по трикратской брусчатке, а результат был сомнителен. Именно там я распрощался с ветровым стеклом, которое итак уже было с трещиной, а крепежные винты спидометра выкрутились от вибраций и уперлись в защитное стекло. Но шахты я все таки нашел.
Передо мной предстало унылое, угнетающее и мрачное зрелище. Разрытая, истерзанная земля, из которой сначала ивлекли все секретное, а нанесенные раны засыпали кучами земли. Все бетонные сооружения разбиты, осталось несколько арочных укрытий. Шахты заполнены водой, но попалась и открытая. Гигантский колодец в диаметре 8-9м, заглянул туда - до воды метров 10, а сколько до дна -хз! Если упадешь в нее, станешь Ихтиандром в аквариуме, пока не приедет следующий турист. Стенки гладкие, не за что зацепиться.
Побыл там десять минут и захотелось к людям.
Выбрался на трассу Е577 и повернул направо в сторону моста через Ю.Буг. и дальше до М23.
Остался последний пункт программы - Мигия. По свежайшему бархатному асфальту домчал до нее стрелой. Тут конечно можно было задержаться на один день, все хорошенько осмотреть, съездить в Первомайск. Подсказки местного жителя привели меня к скале на берегу реки. Оставив коня внизу, сам забрался наверх и был вознагражден прекрасным видом сверху на реку,пороги, острова, посмотрел на штурмующих пороги рафтеров.
Вот только забыл про мигийский карьер-озеро, который был совсем рядом. Но надо было возвращаться, да и погода портилась. На следующий день обещали дождь.
Решил вернуться до Вознесенска, чтобы на завтра меньше осталось. Кобылка моя так обрадовалась гладкой дорожке, что временами расходилась до 80-85км/ч. Проехал Южноукраинск, последнее фото сделал возле АЭС.
Что хочется сказать в конце. Ну, что поездкой доволен, это само собой. Дело в другом. Места эти - отроги древних гор, возвышавшихся десятки или сотни миллионов лет назад. Ветер и дожди сделали свое дело, поэтому скалы имеют такие гладкие округлые формы и продолжают разрушаться. Поэтому, кто еще не был здесь - поторопитесь. Осталось не так много времен. А то приедете как-нибудь - а там уже и нет ничего. Поле одуванчиков.