Предыстория
Люблю ходить в горы – то ощущение восторга и невероятная красота, которая открывается тебе на вершине мира, затягивает, манит снова и снова. Раз испытав, хочется это повторить.
А ещё очень здорово ехать на мотоцикле, который уносит тебя вдаль к неизведанным просторам, под шум рассекаемого ветра и ровный рокот мотора.
А ещё если на заднем сидении мотоцикла сидит твой любимый человек, верный штурман и подруга, которая вместе с тобой восхищается и радуется увиденному, то ты получаешь двойное удовольствие...
Так у меня родилась идея совместить всё это вместе, и горы и мотоцикл и чтобы любимая была рядом.
Конечно, я не мог не понимать, что мотоцикл у меня маломощный, а в горы ездят на мощных моторах, причём в одиночку.
Но охота пуще неволи. И я начал потихоньку подготовку.
Подготовку следовало вести как мотоциклу, так и совершенствовать своё мастерство вождения.
В прошлом году мы предприняли несколько тренировочных поездок по горам и перевалам, чтобы понять, на что же способен Мустанг.
Сначала съездили на Уклинский перевал, который был успешно взят, потом бросок в 192 км через три перевала на водопад Шипот, потом была поездка по бездорожью на Визницу.
После этого по осени, я решил ещё увеличить тяговые, и так не малые способности Мустанга,установкой комплекта 428 звёзд 14/42 с увеличенным передаточным числом и цепи с Явы.
Также был модернизирован свет, установкой дополнительной противотуманной фары и заменой штатной лампы на автомобильную галогенку Н4 55/60 Ватт.
Установил на ручки руля самодельную защиту от дождя и ветра.
Провёл все возможные испытания, включая определение максимально возможного угла, на который можно было заехать. Мотоцикл был готов.
Теперь необходимо было подготовить водителя. Задача предстояла не простая – как на столь малой кубатуре выехать наверх?
Пришлось сесть за книги и постараться использовать опыт людей их написавших. "Полный контроль" Ли Паркс, "Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро" Гэри Семикса и Донни Бэйлза, Л. Хафф "Дорожная стратегия"
Потом начались тренировки – повороты на первой передаче по минимальному радиусу, восьмёрки, езда с проскальзыванием сцепления на уклоны, торможение двигателем на спусках, торможение на высокой скорости, езда по пересечённой местности. Преодоление препятствий.
Отдельно уделил большое внимание езде по крутым склонам, остановка и торможение на них. Всё это пришлось освоить. И как потом это пригодилось!
Наступил праздник Пасхи
Температура за окном уже +23 градуса, всё цветёт и зеленеет.
Обоюдным решением с женой пришли к выводу, что как-то долго дома засиделись, давно не путешествовали.
Взяли карту, выбрали маршрут, совершенно не заботясь о километраже (а зачем, ездит быстро, бак 12литров, на 600км хватает) и решили с утра выезжать , цель - гора Полонина Руна.
Встав утром пораньше - в 11.00 (ну не могу я рано проснуться в выходной день). Взяли с собой три пустых 1,5 литровых бутылки, Запасную камеру, насос и минимальный набор ключей для снятия колеса. Всё это сложили в купленную по случаю сумку – кофр, пристегнули его на мотоцикл, проверили давление в шинах и в путь. На часах было 12.15
Отъехав от дома километра два, вспомнил, что забыл включить GPS логгер, чтобы записать маршрут путешествия.
Ладно, на заправке включу. Подъехали, заправили 9 литров 92го, поехали. Вот засада, про GPS опять забыл. Вывернув на трассу, нахожу первый карман и, наконец, включаю запись маршрута. Не проблема, всего 10 километров то проехал.
Тёплое солнышко приятно пригревало, Мустанг послушно уносил нас всё дальше и дальше. Крейсерскую скорость выбрал 65км/ч, те подъемы, что в прошлом году проходил на 3 передаче, после замены звёзд успешно форсируем на 4-й. Не смотря на праздничные дни довольно много машин и камеонов, пару раз встречались машины ГАИ.
На одном из пологих спусков, решил проверить до какой скорости можно разогнаться и выкрутил ручку газа до упора, доведя стрелку спидометра до 100км/ч.
И радостно брякнул:
-Смотри, как разогнались!
На что тут же услышал с заднего сидения спокойный голос жены:
-По этому поводу мы с тобой дома поговорим…
( забегая вперёд, хочу сказать, что дома, после проверки скорости по GPS, максимальная скорость была всего 89км/ч, просто у спидометра после 75км/ч начинается глюк в большую сторону)
Вскоре, свернув с трассы в сторону Поляны, мы встречаем очередную машину ГАИ, но в этот раз она, едя на встречу, резко тормозит и из неё выскакивают два сотрудника и размахивая полосатыми жезлами бросаются на перерез. Включив поворотник, плавно снижаю скорость и останавливаюсь на обочине.
-добрый день, ваши документы!
Вынимаю упакованные в пакетик талон и паспорт и протягиваю гаишнику.
-так, Мустанг…
Он удивлённо смотрит на двигатель, потом на талон, несколько раз перевернув его с недоверием, опять смотрит на двигатель и начинает листать паспорт.
Я говорю:
-Мы из Мукачева, решили в Поляну за минералкой съездить.
Немного разочарованный он возвращает документы и скомкано желает счастливого пути.
Приехав в Поляну, мы набираем в припасённые пустые бутылки минеральную воду, и пьём вволю. Это одно из тех мест, где можно это сделать бесплатно, жаль, что таковых становится всё меньше. Делаем пару фотографий и продолжаем путь.
В сёлах продолжается праздник Пасхи, дети гоняются друг за другом, поливая водой. «Поливанки». Редко встречающиеся скутера дружески приветствуют нас сигналом, а мы их. Постепенно от этого создаётся ощущение мотобратства, когда совершенно не знакомых людей объединяет одно общее увлечение. В каждом селе, которое мы проезжали, дети оглядывались и выбегая на обочину дороги, радостно махали нам руками. Двукратное би-бип было им ответом.
Постепенно дорога всё круче и круче стала забирать вверх, пошли серпантины с традиционными 180 градусными поворотами, а потом вниз по тем же серпантинам – мы преодолели какой то перевал.
Начала чувствоваться усталость от сидения, и мы делаем маленький привал для того, чтобы сверить маршрут с картой – впереди была развилка дорог без единого указателя.
Высмотрев на карте, что повернуть нам надо будет после села с названием Турьи …. , закрываю её, решив что запомнил, а не тут то было - есть четыре села, которые начинаются со слова Турьи и доехав до второго, сворачиваю, как потом оказалось не туда.
Километров через пять движения по лесной дороге, мы заподозрили, что что-то не так и вытащив карту поняли, что заехали не совсем туда, куда надо. Делать нечего. Разворачиваемся и едем обратно.
Тут замечаем на поляне у леса, сидящую птицу, размером с хорошую собаку.
Остановившись за ближайшими кустами, хватаю фотоаппарат и пытаюсь подкрасться поближе, но вот шлем надо было бы снять, птица замечает меня и взмахнув крыльями с размахом в полтора метра, улетает прочь, так и не дав себя сфотографировать.
Возвращаемся обратно на дорогу и продолжаем путь дальше, потеряно минут 40 на блуждания.
Несёмся дальше, и тут жена теребит:
-Смотри, смотри, какой орёл летит!
Крутнул головой в ту сторону, орла не увидел, а вот когда вернул взгляд на дорогу, увидел прямо перед собой огромную яму. Всё что успел, это крикнуть:
- Держись!
И привстать на подножках, как мы влетели в яму… Хорошо, что жена у меня тренированная, и при таком вопле крепко вцепляется в меня и тоже привстаёт на подножках. Даже амортизаторы не пробило, они благополучно съели пол метровую воронку 10см глубиной.
Наконец правильный поворот, и мы начинаем подниматься в гору. Иногда подъемы становятся настолько крутыми, что приходится максимально наклоняться к баку, чтобы удержаться на мотоцикле. Слева от дороги лес, справа горная речушка с крутыми берегами.
Останавливаемся, чтобы дать остыть двигателю, делаем пару фото.
Не могу поверить, на какой крутизны уклоны мы въехали. Отдельно о дороге – когда-то там, много лет назад был асфальт, но со временем он превратился в горы щебня, по которым очень тяжело ехать.
Наконец мы достигаем последнего села, расположенного на горе , на высоте 600 метров. Улицы в этом селе это горки с уклоном в 20-30 градусов, с поворотами под 90 градусов не снижая уклона. Это было неожиданно и странно, тут уже пригодились навыки, полученные на тренировках по разворотам.
Поднявшись над селом, открывается красивый вид на цель нашего путешествия – гору Полонину Руна.
А в небе над ней мы замечаем летающих парашютистов.
Дав остыть двигателю, продолжаем подъём. Дорога представляет собой маленькие бетонные плиты, кое-где полностью разрушенные, а в одном месте полностью снесённые оползнем. На том месте образовался ров метров 10 в ширину и три в глубину. Пришлось жене перебираться через него пешком, а я осторожно на первой скорости спускаюсь на дно и под удивлённые взгляды стоящих перед ямой джипов 4х4, выбираюсь на другую сторону.
Жена садится и мы, ревя мотором на 1 передаче, продолжаем подъём.
Дорога идёт серпантином и постоянными 180 градусными поворотами. Уклоны стали очень крутыми, даже просто остановиться на них не возможно, мотоцикл при выжатых тормозах скользит обратно.
Для двоих мощности отчаянно не хватает, использую все возможные приёмы, отчаянно скольжу сцеплением. Но на высоте 920 метров жене пришлось всё-таки слезть с мотоцикла. Договорились, что дальше я «очень аккуратно» поеду сам, а она подождёт меня на этой отметке.
В одиночку Мустанг потащил меня дальше, даже не смотря на то, что уклоны стали ещё круче, он легко вывозил меня на все подъёмы. По обочинам дороги начал появляться снег. И вот выехав из леса, покрывающего склоны, на открытое пространство вижу всё ещё заснеженные склоны гор. Несколько крутых поворотов и я на самом верху.
Там дует сильный холодный ветер. И лежит снег. Еду по хребту горы и наконец упираюсь в полностью покрытый снегом склон, сунувшись на который увязаю по самую выхлопную трубу. Мотоцикл садится на брюхо. А колесо отчаянно крутится, в надежде найти твердую опору чтобы зацепиться.
Всё, дальше не проехать. Слажу с мотоцикла, который так и остаётся стоять в сугробе.
Часть вторая
Вынимаю GPS - высота 1270 метров над уровнем моря.
Только успеваю сфотографировать, как он гаснет – сел аккумулятор. Но это не проблема, меняю на запасной и заново запускаю запись трека. Уже дома потом обнаружил, что когда прибор погас, часть трека на верху оказалась стёрта, но не много, пару сот метров по хребту.
Фотографирую окрестности и застрявший мотоцикл,
начинаю его откапывать, потом, ухватившись за багажник, с большим трудом вытаскиваю его из снега.
Что самое удивительное, уже подтаявший снег, рыхлый и мокрый, только слегка серый, а не покрытый толстым слоем сажи и пыли. Дико жалею, что жена не видит всей этой красоты.
Тут неожиданно звонит телефон:
-Ты где? В какую сторону на хребте ты повернул?
Понимаю, что жена поднялась наверх пешком и кричу:
-Жди меня я сейчас подъеду!
Завожу мотоцикл и несусь к ней обратно , забираю,
и вот мы уже вдвоём едем по дороге, одну половину которой покрывает снег, а с другой стороны под колёсами бегут вершины гор.
Полонина Руна взята! Невероятно, но нам это удалось! Я осуществил свою давнишнюю мечту и проехал на Мустанге по хребту Карпатских гор на высоте 1270 метров!
Фотографируемся, лепим снеговика. Времени 18.00.
И хотя светит солнце, понимаю, что засветло нам не вернуться.
Пора в обратную дорогу.
При движении вниз, вся нагрузка ложится уже не на двигатель, а на тормоза. А спускаться ни чуть не легче, чем подниматься. Приходится тормозить всем, чем можно, задний тормоз, передний тормоз, двигатель на передаче. Главное не сорвать колесо в юз, иначе далеко нам лететь…
И при этом постоянно крутишься по серпантину так, что начинает кружиться голова.
От напряжения немеют руки. Левая кисть на сцеплении онемела так, что временами не чувствую пальцев, но работает.
Неожиданно впереди видим лесной пожар, огонь уже подобрался к дороге, из-за дыма плохо видно. Проехали в метре от разбушевавшегося пламени, от дыма нечем дышать. Когда поднимались, никакого пожара и в помине не было.
Рассматривая дома фотографии сверху, нашли дым от начавшегося пожара, причём начался он, в то время, когда мы были на верху.
Времени на отдых на спуске нет, потому что начинает садиться солнце, и если мы не успеем спуститься засветло.… Иногда с ужасом спускаюсь с очередного уклона, совершенно недоумевая, как мы на него заехали. По стеклу шлема вдруг начало что то барабанить, как будто пошёл ливень – это тучи мошек разбиваются об шлем. Наконец спустились на дорогу и, проехав несколько километров, остановились, чтобы размяться.
Болит от напряжения шея, руки, совершенно онемела нижняя часть спины, в просторечии называемая задница.
Активно делаем вечернюю зарядку, машем руками, прыгаем, крутимся. Сами смеёмся, представляя, как выглядит этот танец Вуду вокруг мотоцикла со стороны.
Продолжаем обратный путь уже в сумерках, на дороге более угадываю ямы, чем вижу их, так проделываем весь путь обратно до трассы. К тому времени уже полностью стемнело и я, включив фару, вливаюсь в поток машин. Увеличив скорость до 70-75км/ч, летим по дороге, и неожиданно попадаем под обстрел майскими жуками. По стеклу шлема стекает какая-то мерзко-зелёная жидкость.
Жуки врезаются со скоростью пули, разбиваясь об шлем, несколько попадают в грудь. И тут я чувствую, как один, каким-то образом по одежде забрался под шлем, и ползёт по лицу. Пришлось дожидаться, пока он долезет до уровня глаз, потом на полной скорости левой рукой откидываю визор, хватаю его и выкидываю прочь.
Стало холодно. Все машины на трассе ведут себя очень культурно, при обгоне включают поворотник, держат большую дистанцию. В темноте чуть не пропускаю съезд на Мукачево.
Наконец в 21.40 мы подъехали к гаражу. Ставлю верного коня в стойло, он сегодня очень много и хорошо поработал. На спидометре 205км пути. В дороге мы провели 9 с половиной часов.
Чуть пошатываясь, после того, как слезли с мотоцикла – отвыкли ходить ногами, ужасно уставшие, ужасно довольные, с морем впечатлений в 21.45 мы были дома.
Одной осуществлённой мечтой стало больше.
С уважением, Ingvar2. 27.04.2009 г.