Изначально статья писалась для печатного издания, но так и не стала востребованной, чтобы так сказать, не жечь рукопись выложу здесь, надеюсь кому-то поможет не допустить ошибок да и вообще думаю прочитать будет интерестно, возможно кто-то сможет что-то добавить.
Все описанное было собрано исходя из советов на этом форуме, советов бывалых дальнобойщиков и из собственного опыта.
Специфика сбора вещей в дальнобой в том, что нужно предвидеть и рассчитать все до мелочей, следовательно быть готовым к любой ситуации, но при этом багаж не должен быть трёхтонным чтобы все могло влезть в отведённое для этого место. Как правило, планировка дальней или не очень поездки начинается с планировки самого маршрута, к этому тоже следует отнестись серьёзно. По возможности стоит узнать состояние дорог, по которым собираетесь проехать, особенно это актуально для Крыма и Карпат. Здесь в помощь приходит интернет: всегда можно найти однодумцев, проживающих в тех или иных местах вашего маршрута. Также можно поискать номера телефонов местных администраций и поинтересоваться состоянием дороги на их участке. По электронным картам можно высчитать довольно точный километраж, не забываем накинуть 15-20% погрешности на тот случай если случайно заблудитесь и придется возвращаться или вовсе услышите от местных о каком-то удивительно красивом месте в которое ну просто нельзя будет не съездить. С собой в поездке обязательно иметь карты местности и автомобильных дорог Украины. Для лучшей ориентации на местности в помощь приходят GPS-навигаторы, но за неимением оного достаточно будет смекалки и компаса.
Итак, маршрут составлен, километраж посчитан, количество необходимого топлива и финансы для этого отложены, приступаем к сбору всего необходимого. Что же взять с собой в дальнобой? Думаю, эти советы помогут не только тем, кто впервые планирует в новом сезоне вырваться куда-нибудь подальше издому, но и бывалым. Начнем с простого и элементарного – набор инструментов. Первое что должно туда войти это свечной ключ и два комплекта проверенных запасных свечей. Не стоит тянуть с собой тяжёлые и громоздкие наборы ключей, замеряйте размеры всех болтов и гаек и возьмите с собой только те, что необходимы, при чем двух видов: торцовой и рожковый-накидной, часто они очень кстати взаимозаменяют друг друга. У приличных производителей мототехники, как правило, все крепежные болты и гайки одного или двух размеров, к ним добавляются крепежные болты двигателя и ходовой. Не забудьте что в дороге может понадобится снять переднее или заднее колесо, чаще всего размеры гаек у них тоже разные, ключи буду громоздкие, но и ими не стоит пренебрегать. Не стоит брать инструмент для того, что вы сами не сможете отремонтировать, например набор щупов чтобы отрегулировать клапана на 4Т моторе, тестер для прозвонки проводки или специальные съёмники, в таком случае придется самостоятельно добираться к мастерской или искать бусик для погрузки скутера и доправки к месту ремонта. Не забываем о мелочах как пассатижи и отвертки.
На случай прокола шины понадобится ремкомплект бескамерки. Сразу предупреждаем о баллончиках, которые накручиваются на ниппель и надувают колесо – в реальности все далеко не так гладко как это описывают народные кулибины, чтобы накачать колесо возьмите в дорогу небольшой велонасос, он не займет много и места и спасёт в безвыходной ситуации. Если покрышка камерная лучше взять с собой 2-3 запасных камеры, а пробитые клеить в местах стоянки на ночь чтобы не тратить лишнее время в пути.
Возьмите с собой запасные лампы в фару и стоп. В непредвиденных ситуациях хорошим помощником станет скотч или изолента, с помощью скотча можно примостырить практически что угодно, по крайне мере до того момента пока получится отремонтировать как полагается.
Техника, какая бы она небыла имеет свойство ломаться, может произойти и такое что устранить неполадку на месте и своими силами не удаётся по разным причинам, на этот случай стоит запастись номерами телефонов тех, кто сможет помочь: друзья, знакомые или просто люди, с которыми вы познакомились на форуме, а таких найти не так уж сложно. Запишите себе в справочник номера телефонов службы MotoHelp, подробная информация уже публиковалась ранее. Важный момент! Пополнить счет мобильного телефона и следить за зарядом батареи (не помешает взять запасную или поставить прикуриватель для зарядки).
При планировании поездки стоит учитывать погодные условия, например в Карпатах будет более прохладно, а в конце весны и в начале лета вообще сезон дождей. В то время как в Крыму в августе неимоверная жара, но при этом в Севастополе всегда дует прохладный освежающий ветерок, а в Ялте у вас мозги в шлеме будут кипеть. Учитывая куда планируется поездка стоит задуматься о теплой одежде и обязательно дождевик. Кусок клеёнки в данном случае прокатит только если во время дождя вы будете стоять на месте, пережидая его. Лучшим вариантом спасения от дождя станет раздельный дождевик – штаны и плащ с капюшоном (капюшон одевается под шлем чтобы вода не попадала за пазуху).
Из необходимых вещей можно добавить фонарик, хорошо когда он вешается на голову, на природе в темноте очень удобно ходить в туалет, да и в общем руки будут свободны; если вы не курить всеравно возьмите зажигалку, понадобится чтобы разжечь костер или просто подкурить ближнему своему.
Если потребуется замена масла его лучше поменять дома или купить в дороге, масло продается на всех нормальных заправках где можно заправляться, если движок 2Т запас масла нужно взять с собой.
Если трансмиссия цепная, её нужно регулярно обслуживать, для этого понадобится смывка (или керосин) и смазка. Если нет центральной подножки стоит продумать вариант обслуживания цепи.
Чтобы не толкать скутер долго и нудно в поисках заправки положите в багаж полулитровую бутылку с бензином. Кроме того не стоит забывать о том, что в области качество бензина гораздо хуже чем в больших городах. Также много места не займет трубочка для слива бензина.
Вот что-что, а тяжёлый рюкзак лучше не брать и поместить весь багаж в унитаз, кофр и на полик между ногами. Рюкзак в дальней поездке станет тяжелой ношей, уже через пару часов спина будет ныть и вы не будете знать куда этот рюкзак девать. Конечно лучше путешествовать компанией и/или с девушкой, но имейте ввиду что пассажир в поездке станет рюкзаком за спиной.
Дорога всегда преподносит свои сюрпризы и, не дай Бог конечно, но на всякий случай с собой обязательно нужно иметь аптечку, можно купить автомобильную, а можно собрать свою. В аптеках можно найти перекись водорода в сухом виде, таким образом не будет опасности разбить бутылочку, полный перечень того, что должно быть в аптечке можно узнать в той же аптеке. Неотъемлемой частью такого набора является антисептик, пластырь, бинт, йод, анальгин, валидол, нашатырный спирт и презерватив. Последний вообще несет многофункциональную роль, кроме прямого назначения (надеюсь никому не нужно объяснять), презерватив может стать жгутом, емкостью для жидкости, резинкой для волос и др.
Запас денег. Причем деньги и документы лучше держать в разных местах, если кто-то захочет украсть деньги, пускай лучше документы останутся при хозяине. Деньги тоже лучше не держать в одном месте и иметь в заначке ту сумму предназначенную исключительно для форсмажора, т.е. если все будет хорошо и ничего страшного не случится эта сумма в полной сохранности вместе с вами приедет домой. Собственно сами документы нужны элементарно чтобы снять квартиру, для этого понадобится паспорт или права.
Покушать и попить почти всегда можно купить в дороге, смотря куда и кудой собираетесь ехать, но взять что-то с собой тоже не помешает, качество придорожной пищи частенько оставляет желать лучшего. Запас воды при себе обязателен. Не менее полезная вещ – туристический нож с открывалкой, ножничками и прочими раскладывающимися приспособами.
Когда будете оставлять скутер на стоянке для верности лучше привязать его противоугонным тросом, если место в багаже позволяет можно запастись даже накидкой – что не видно, то меньше хочется украсть. В каталогах по продаже запчастей и аксессуаров к мототехнике можно заказать нечто как гермомешок, это влагозащищенный мешок, который легко привязывается на багажник или даже по бокам скутера, очень удобный и вместительный, кроме того его цена в пределах 20 Евро. Чтобы дорога была веселее можно взять с собой свою музыку, пользоваться наушниками не безопасно, они изолируют райдера от звуков окружающей среды и создают своего рода опасность. Если музыка не установлена на скутере можно взять портативные колонки с флэшкой и установить их в удобном месте.
А чтобы поездка навсегда осталась в воспоминаниях незабываем взять с собой фотоаппарат, запасные источники питания и оставить достаточно свободного места для фотографий, и если вы спланировали все правильно интересных фото будет много, потому что незначительные неприятности возникшие в пути не будут особо вам досаждать.
И на последок пожалуй самый важный совет. Все что вы собрали взять с собой в дорогу раскладываем в одном месте, пересматриваем и выбрасываем с багажа все лишнее)).
Встречая на пути таких как вы мотопутешественников не забудьте поприветствовать друг друга подняв для этого левую руку. Ну а если где-нибудь в пути встретите кого-нибудь, кому потребуется помощь – остановитесь и спросите что случилось, иногда нужна самая малость чтобы помочь и пускай все ваши планы сбываются, а поездки будут яркие и запоминающиеся.