всем привет! сейчас расскажу, как можно расколоть и собрать двигатель всего за несколько часов.
писал долго, и если у ув. Гиса есть желание - с удовольствием разрешаю отредактировать как угодно и повесить в ремзону, указав в соавторах мой ник
. строго не судите, я мог что-нибудь забыть. главное - это физика... итак,
в качестве подопытного был взят подубитый такт-24.
и понеслась...
снимаем унитаз и весь пластик, который способен мешать. откручиваем кожух охлаждения двигателя. иногда, для того, чтоб не потерять болты, я вкручиваю их обратно на место. снимаем крышки вариатора, крыльчатку охлаждения двигателя. способы застопорить коленвал я описывать не буду, дабы не начались ненужные споры. в общем, самое время открутить вариатор и ротор генератора. для последнего, возможно, понадобится съёмник. хотя, я обошёлся без него. вкрутив в ротор 2 болта (рисунок1, на рисунке ротор и вкрученные болты), я вытянул его с помощью двух плоскогубцев. генератор аккуратно откручиваем, предварительно запомнив или сфотографировав его расположение(рисунок2, генератор). откручиваем тросик тормоза от заднего колеса. вроде всё (если ничего не забыл), можно выкатывать двигатель. откручиваем амортизатор и крепление двигателя к раме. движок тихонько выезжает из-под дырчика... заднее колесо можно снять (тут по вкусу - лично я не снимал). первым делом, сошкребаем всю грязь, которую видим снаружи во избежания попадания её внутрь... можно с бензинчиком помыть. откручиваем цилиндр - болты нужно откручивать (как и закручивать) крест-накрест. снимаем головку, аккуратно вытягиваем горшок (рисунок 3, снятие цилиндра - за кольца нужно аккуратно придерживать пальцами). если горшок не поддаётся - пробуем его аккуратно подковырнуть (только очень аккуратно!) - должно помочь. кстати, при сборке нам совсем не повредит ремкомплект прокладок ЦПГ. снимаем поршень - аккуратно выковыриваем стопорное кольцо (я вытащил уголком плоскогубцев, рисунок 4) и тихонько постукивая по деревянной болванке, выбиваем палец.
выкручиваем болты, стягивающие левую и правую половинки картера. далее я использовал строительный фен. альтернативы пока не знаю... слегка нагревая правую половинку двигателя круговыми движениями фена (рисунок 5, греем правую половинку картера) (стараемся греть как бы вокруг подшипника, то есть, чтоб не греть сам подшипник по возможности), пытаемся снять половинку. она должна поддаться. если нет... можно попробовать аккуратно подковырнуть её на месте стыка, но делать этого не советую. не дай бог, ещё кусок отколется. лично я грел половинку, потом упирался ногами в двигло и тянул - всё получалось. аналогично греем левую половинку (её необходимо предварительно почистить от пыли ремня, она плохо проводит тепло) и вытягиваем вал. как показывает моя практика, в таком случае подшипники остаются на валу. чтоб их снять (если это нужно) - можно много способов придумать. например, если умудриться нагреть подшипник, не нагрев при этом вал, его можно стащить голыми руками. только не выбивать!!! а то и вал погнуть можно. не забываем выковырять старые сальники.
теперь, собственно, определяемся (если ещё не определились), для чего мы раскололи двигатель. мы можем заменить подшипники, заменить вал (если он рассыпался, то лучше подшипники заменить на всякий случай), просто поменять прокладку и собрать всё наместо. кстати, если вы собирались просто поменять сальники, не обязательно было движку колоть
. для этого можно вкрутить в сальник пару саморезов и вытянуть его, а после засунуть новый.
в общем, коленвал (новый или старый - вам решать), кидаем в морозилку. мне хватило и 40 минут. достаём вал из морозилки и греем подшипники феном или на газовой плите (только никакого открытого огня!!!) хорошо нагретые подшипники должны без труда напрыгнуть на хорошо замерзший коленвал. я обычно кладу подшипник на цилиндр, грею его и вставляю вал (рисунок 6, вставка вала в подшипник). я слегка побаиваюсь резких перепадов температур, поэтому колено с надетыми подшипниками я оставил на полчаса при комнатной температуре. после этого закинул обратно в морозилку на часок. достал колено, начал греть левую половинку (посадочное место подшипника) картера. всё должно встать на своё место без труда. главное- следить за тем, чтоб встало до упора. теперь быстренько греем правую половинку картера и НЕ ЗАБЫВ поставить прокладку между половинками, одеваем правую половинку на место, после чего скручиваем болтами половинки между собой. фото этого процесса сделать не удалось, по техническим причинам. коленвал без сальников должен делать 3-4 оборота. ну минимум 2. вообще, причина лишь в том, что или в левой, или в правой половинке подшипник в посадочном месте не дошёл до упора.если колено идёт туго - тут есть 2 пути.
1) всё разобрать и переделать.
2) вытянуть колено. для этого надо определить, в какую сторону тянуть. как правило - смещение видно, если смотреть на картер сверху. найти кучу всяких втулок и шайб (ровных!), одеть гайку на вал и крутить её ключом, таким образом вытягивая колено в нужную сторону.
если всё получилось, засовываем на места сальники (лучше новые).
далее сборка осуществляется в обратном порядке. теперь лучше заткнуть отверстия картера, дабы никакая дрянь туда не попала.
фото1 http://fotki.yandex.ru/users/drjohanson/view/50122
фото2 http://fotki.yandex.ru/users/drjohanson/view/50123
фото3 http://fotki.yandex.ru/users/drjohanson/view/50124
фото5 http://fotki.yandex.ru/users/drjohanson/view/50125
фото5 http://fotki.yandex.ru/users/drjohanson/view/50126
фото6 http://fotki.yandex.ru/users/drjohanson/view/50127
прошу прощения, в режиме редактирования не получается запостить фото более грамотно.