предыстория: обратился ко мне за помощью парень, с которым вместе в первую волну шаромыжились в военкомате. у него мусстанг, аналог вайпер актив. позвонил, сказал, что пропала компрессия. причем - резко. зная его манеру езды, на ум приходило лишь 2 варианта: прогар прокладки или клапан. вечером, после работы, заскочил к нему. да, компрессии - 0. странно. ну, да ладно. притаскал он корча ко мне домой. вместе вскрыли бошку. камера сгорания в жутком маслянистом налете мм3 толщиной. или бенз такой или последствия езды на малых оборотах. даже без проливки видно, что впускной клапан загнут. ладно, покрутили-повертели, но причину я так и не понял. сменили клапана, притер я их, сменили прокладки. завел - все пучком. слегка покатались - нормально. поехал он.
спустя 2 дня, на троицу, звонит и говорит, что та же фигня. я был на природе, на бухаче. пока я там оттопыривался, он снова мопедку ко мне прибуцал и оставил. 2 дня я до него не лез - работа. вчера с утра скинул головку. на фото 1, 2 , 3 - результат катания на малых оборотах. этот "нагар" счищается деревянным скребком на ура. он даже не прикипает к поршню или камере.
как и ожидалось, впускной клапан снова согнут. но теперь, в отличие от первого раза, четко видно, что клапан тарелкой встретился с поршнем. надо искать причину. а что ее искать - там двигатель в идеальном состоянии. при пробеге под 11000 он ни разу не вскрывался, клапана даже не проверялись. в общем, заводская сборка. надо отдать должное, что сборка более чем качественная. у меня изначально китаянцы профилонили.
перепроверил распредвал, рокера, поршневую глянул. идеально. такое впечатление, что двигатель только с конвейера. на поршне ни натира, ни прихвата, ни желтого налета. блестит, как у котяки "ушки". единственное -черный налет выше колец. тот же, маслянистый.
т.к. все ролики в идеале, принял решение проверить "свой случай" - проворот звезды коленвала.
на 4 фото - снята крышка геныча и состояние стартерной цепи... да, ухода не было точно. впрочем, туда никто и не заглядывал. забегая наперед, скажу, что цепь была промыта при установке, отмочена в масле и протерта ветошью. все звенья были разработаны.
с снятием колокола особых проблем не возникло. затянуто было на славу, но вороток и головка решают все проблемы. благо, съемник колокола есть в наличии.
чтож, топаем дальше. надо снять пластинку прижимную обгонной муфты... и тут меня ждал сюрприз. дело в том, что у меня на моторах (обоих) идет под ключ. грань на 8. тут же - под крестообразную отвертку. в общем, я сломал биту, слизал грань. не идёть... благо, там все сверху, не запотаено. приварил гайку и открутил ключом. с учетом того, что при сварке сам болт нагрелся, да и ключ с гранью на 17 мм, пошло легко. всем, кто захочет подначить, скажу сразу -винт простукивался, чтоб сорвать. в итоге - открутил.
но такая дикая затяжка начала меня пугать. как вывинтить запотаенные винты под большую крышку обгонки???
предварительно их простучав, беру в реки "приспособу" для отворачивания особо проблемных винтов (см фото). при первой же попытке ломается еще одна бита. по фото видно, что рычаг там некислый. винт не пошел. ладно, меняю биту, иду по пути наименьшего сопротивления - откручиваю нижний. ура, пошел. на крайняк - высверлю верхний. пробую верхний - и он пошел. радость неописуемая. винты без изъянов, можно их обратно ставить. грани все целы. дергаю пассатижами за крышку - не идет. через деревянную проставку качаю ее против-по часовой стрелке. сорвал, пошла. вынимаю.
следующие фото - вид цепи распредвала и состояние роликов. по фоткам не сильно видно, но скажу сразу - в идеале.
при визуальном осмотре было выявлено, что звезда на коленвале имеет просвет с одной стороны. ясен пень - "мой случай". надо снимать и менять. снять ту звездочку не так и просто. монтажкой в картерину упираться - не наш метод. погнешь все, да и результата не будет. в итоге было смастырено такое чудо, которое гордо именуется "съемник звезды коленвала" (см фото). для этого потребовалось: уголок, 2 резьбовые шпильки и гайки. размеры прикидывал по месту.
равномерно подтягивая гаечки, звездочку я снял (след фото). дело за малым -найти такую звездочку.
угу, "за малым"... запчастей на такие корчи у нас - вагон и тележка. в первом магазе мне сказали, что их не возят из-за проблематичности замены. когда-то пордали криворукому, он не верно посадил, а потом был шкандаль. короче, запчастей на копейку по цене, а проблем до утра. типа, покупай коленвал.. едем дальше. во втором тоже нет. где-то были, но не найти - не пользуются спросом. в третье с меня поулыбались. сказали, что я первый, кто за 4 года спросил. где-то есть, но где - надо искать. к обеду найдут. ладно, подождем. заехал еще в магаз, где, по совместительству, еще и скутера-мопедки чинят (как и 3 предыдущих). ответ этого продавца-ремонтника меня вообще повеселил. по его словам, эта звездочка - вечная и она - цельнолитое с коленвалом. на вопрос, как можно между звездочкой и щекой коленвала впихнуть подшипник внятного ответа я не получил. типа, я 10 лет такие моторы чиню, но такого не было. ладно, сам знаю, что мне "повезло".
жду вечера, перзваниваю -звездочки нет ни в магазе, ни дома у продавана. вывод: заказывать в тырнете кота в мешке или кохозить. заказывать - время. и что приедет - большой вопрос. родная в отличном состоянии, но крутится, зараза. делать прихватку, как я у себя сделал - не вариант. там потом надо ту бобышку снимать, чтоб звенья цепи не упирались. прихватывать в внутренней обойме подшипника - тоже стремно.
в итоге, место, где был просвет, я нагаживю на звездочке медью. стараюсь равномерно. потом обрабатываю надфилем, выравнивая огрехи. по факту - у меня на холодную звездоска даже не доходит до посадочного места - клинит. думаю: ладно, попробую. на крайняк -коленвал всегда успею сменить. или саму звездочку, если что не так. беру шпильку, подвешиваю на нее звездочку и петляю стричься. звездочка греется на малой конфорке на газу мин 20.
снимаю ее пассатижами, предварительно приготовленным обрезком трубы 3,4" (как раз садится на ось коленвала) при помощи киянки, а потом молотка сажу ее на место. а, забыл. я еще болгаркой снял с торца чуть металла. дело в том, что обратил внимание, что ось маслонасоса, хоть и гуляет, но звездочка при обратном вращении спокойно отвинчивается. т.е. цепь идет чуть наперекос. получается, что теперь звезда села глубже по посадочному месту. с учетом того, что на звездочке есть направляющая фаска, которая не прижимается к коленвалу, то так будет еще лучше.
итог: звездочка села отлично. дал остыть спокойно, без охлаждения, чоб не лопнула. визуально зазоров нет. надо собирать. все прокладки новые, им 2 дня. сменил лишь прокладку под головку. благо, была в наличии. мне она все равно не подходит по шахте цепи ГРМ. собрал, залил масло. думал, что при первом пуске на масляном голодании без гидронатяжителя (на сухую) будет греметь сек 30. прокачал киком. ничего не клинит, метки в норме, клапана притерты и отрегулированы. с первого толчка мотор запустился. дал проработаться, перпероверил, чоб масло нигде не подтекало. вроде, все пучком. протянул еще раз головку, перепроверил крышки. пробная поездка.
как я говорил, Витя катает на малых оборотах. звезда спереди на 14 с завода. передачи короткие, на тягу. блин, мотор - огонь. на 4 передаче с 30 до 80 идет с ощутимым подрывом. мой в этом плане более вялый. выехал на трассу, дал ему люлей км 10 почти на полном газу. отлично. после 80 начинается расколбас, посему стремно.
назад еще 10 км. все пучком!
приехал домой, дал остыть, проверил протяжку головки. зная, как проблематично подлазить под пластиком у актива, сразу помыл с моющим мотор. так сказать, убрал за собой. пока вся срань не прикипела.
п.с. где-то на планшетке есть общий вид мотыка после помывки и на видео снял утренний запуск с работой. но оно врядли кому-то интересно
Любіть Україну, як сонце, любіть,
як вітер, і трави, і води,
в годину щасливу і в радості мить,
любіть у годину негоди!