Коротко об этом чуде...
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКУТЕРА…
Текст и фото: Андрей Троянов
Тольятти, магазин мото техники «М5». В дальнем углу торгового зала стоит макси скутер Suzuki Sky Wave 400. Купленный на японском аукционе и привезенный в «М5» год назад, «Скай вей» так и не обрел своего покупателя. Я не знаю, как обычно поступают, с «залежавшимся» товаром, в других магазинах. Но то, что придумал директор «М5» вызывает смешанные чувства.
Если не знаешь, куда деть свой скутер, сделай из него трайк! Фраза тянет на афоризм.
Как? Зачем? Да не получится! Это единственное, что прозвучало на предложенный вариант избавления от «скайвея». Как? Да очень просто, сделаем задний подрамник с подвеской, потом пластиковую оболочку, музыку установим. Зачем? Как зачем, девчонок катать! Главное желание и все тогда получится!
В общем, так все и началось.
Понятно, что реализовать задумку могут только профессионалы. Первое, что пришло в голову, это мотостудия Nitrinos. После первой встречи, парни из Nitrinos попросили пару дней на раздумье, так как проект оказался сложнее, чем могло показаться на первый взгляд.
Задний подрамник, ага, но во-первых у скутера задняя подвеска является двигателем. А во-вторых этот двигатель выдает всего 32 лошадиные силы, а ему хотят почти автомобильный задок нагрузить. Пластиковая оболочка, тут уже проще, но тоже есть свои трудности, такие как визуальная стыковка передней части, которая должна остаться заводской и задней, которую как раз и предстоит выдумать. Да и плюс к этому, музыку, а в частности динамики, нужно было достойной вживить в будущий дизайн. Проект сложный, но еще больше интересный, поэтому старт! Неделя на разработку дизайна, схематики задней, двухколесной подвески, а так же проектирование будущей аудио системы.
После контрольного собрания всех участников проекта, которому дали рабочее название «Марк 2», началась работа по ликвидации скайвея.
Первым делом к задней части рамы скутера, приварили новый подрамник, следом изготовили независимую заднюю подвеску и прикрутили два колеса. Сейчас, на этой стадии работ прослеживается загадочная закономерность – чем больше сделано, тем заметнее как много предстоит сделать!
Задние колеса соединяем с двигателем через цепь, редуктор и привода от ВАЗ 2108. Прежде чем продолжать проект, хорошо бы испытать работу единственной в своем роде подвески, да и проверить, хватит ли 32-х лошадок тянуть три колеса и стальной подрамник. Заводим мотор и слегка глохнем, глушитель был откручен еще в самом начале, нужно будет делать новый. И вот, первый трехколесный выезд скайвея. Ходовые мини испытания показали, что подвеска работает и двигатель уверенно тянет даже в гору. А так же выявились некоторые сюрпризы. Почему-то только сейчас поняли, что сделать тормоза на задние колеса будет не так-то просто, ведь у скутера задний тормоз работает от левой машинки на руле, при этом, через гидравлический распределитель подтормаживается и переднее колесо. Еще, у скайвея есть, а в нашем случае «был» стояночный тормоз на заднее колесо. Вариант с блокировкой колес путем включения скорости отпадает, ибо дело имеем с вариатором.
Садимся думать думы о тормозах. Думали быстро, реализовывали чуть дольше. Сделали задние тормоза дисковые, использовав небольшие суппорта от автомобильных тормозов Мерседеса. На очередном мини испытании, убедились, производительности стандартной, левой тормозной машинки хватает на надежную блокировку задних колес. Ручник реализовали почти ювелирными тормозными колодками, которые тросом разжимаются внутри заднего, левого тормозного диска. Как только разобрались с тормозами, взялись за глушитель, он будет прямоугольным и иметь два хромированных сопла. Сказано – сделано, звук глушителя, изготовленного по индивидуальному проекту, непохож на скутеровский, а кто сказал, что это плохо?
Время идет, работа делается, но чем больше сделано, тем еще больше предстоит сделать, новый афоризм правдоподобен.
Компоненты для аудио системы закупили в Москве всего за 3500 баксов, что оказалось дешевле, чем закупать в Тольятти. Общая номинальная звуковая мощность составила 1000 Ватт. Далеко не каждый автолюбитель может похвастаться такими цифрами, а тут на скутере. Постепенно, в мотостудии выросла гора из комплектующих для «Марк 2» – это компоненты аудио системы, тюнинговые задние фонари от Пежо 208, задние колеса и много чего еще..
А тем временем, трехколесное детище обретало реальный вид в виде пластилинового макета. Одно дело смотреть на нарисованную картинку, а другое на макет 1:1.
Большие «воздухозаборники» в дизайне трайка веяли образом самолета-истребителя. Расположение акустики удивительным образом вписывалось в общий вид, а оригинальные защитные решетки подчеркивали индивидуальность и целостность образа.
Для изготовления матриц будущих деталей используется полиэфирная смола и стеклоткань, а что бы большие элементы матрицы не покоробились, их пришлось усилить перемычками из 10-ти миллиметровой фанеры. В изготовлении пластиковых деталей, самой нудной частью является шлифовка матриц, а потом и самих деталей. Тут главное не спешить и не изломать линию, поэтому процесс шлифовки достаточно долгий. Параллельно работам по подготовке пластиковых деталей к покраске, разрабатывались две схемы электропроводок, одна для подключения задних фар и другая для аудиосистемы.
В глубине трайка, в том месте, где раньше был багажник, расположился мощный 10-ти дюймовый сабвуфер в фазоинверторном оформлении, а в новом, вполне автомобильном по размерам багажнике, поселились два музыкальных усилителя и дополнительный аккумулятор. И еще осталось место для пары шлемов и бутылочки красного виноградного… сока, а вы что подумали? Ну, а что может быть прекраснее, летним вечером, с любимой девушкой на заднем сиденье доехать до берега Волги и, открыв бутылочку виноградного сока, наслаждаться кровавым закатом, под звуки расслабляющей музыки? Вот и я о том же.
Вообще, на трайке предусмотрены специальные площадки, две по бокам и одна сзади, для того если одной девушки будет мало. Но, девушки девушками, а первым делом самолеты… Именно об этом и думали парни из Nitrinos продолжая работу над проектом «Марк 2».
Цвет трайка оговорили с самого начала, это черный мат, еще одно генетическое сходство с истребителем. Перед установкой крашеного пластика, потребовалось несколько дней на прокладывание электропроводки, а затем ее тестирование на предмет возможных ошибок. На окончательную сборку оставалась одна неделя, то есть через неделю трайк должен стоять на ежегодной авто-мото выставке, проходящей в Тольятти. Что бы уложиться в сроки, пришлось до ночи работать в студии и получилось. Вечером, завершающим штрихом наклеили наклейку, записали аудиодиск с мелодиями уж очень бодро звучащими на трайке и, самое важное, небольшой фуршет по поводу окончания работы.
Утром, «Марк 2» своим ходом доехал до территории, на которой пройдет выставка, а через пару часов появились первые посетители. Во время выставки, на трайке выступали две девушки танцовщицы. Моментально собирая толпу зрителей вокруг трайка. Не знаю, как определить мнение посетителей выставки, но большинство из них так и не поняли, что трайк этот на самом деле бывший скутер, думали, что какой-то буржуйский завод выпускает такие игрушки, хотя были и те (наверняка байкеры), кто упорно расспрашивали о том, кто сделал такое со скутером.
Прошло чуть больше года с момента окончания выставки. Трайк до сих пор живет в Тольятти, регулярно появляясь на различных городских праздниках, неизменно притягивая толпы людей с фотоаппаратами. Кстати в новогоднюю ночь, жители Тольятти удивленно разглядывают деда мороза верхом на трайке. Думаю, не ошибусь, если предположу, что такого нигде кроме Тольятти вы не увидите.
Пожалуй, на этом закончу рассказ о том, как можно избавиться от скутера… если конечно у вас в кармане завалялись лишние 15000 баксов. Именно столько стоила переделка скутера в трайк.