Если он правильно сделан и подогнан по фигуре - то в принципе можно, хоть и тяжеловато. Бывало я по 4-5 часов двигался не снимая доспехи и только изредка приседая отдохнуть.
Если же он сделан криво, мешает и клинит - то это смерть, через полчаса уже молишься о том, чтобы его скинуть.
Основной принцип изготовления всех доспехов - вес должен быть распределён по телу, и в то же время нигде не давить и не натирать.
Кратко опишу конструкцию что на фото:
1. Под доспех надевается набивной поддоспешник - акетон. Мой был сделан без рукавов, вернее рукава пристёгивались на плечах. О плотности его можно судить по тому что его можно было поставить в угол и он стоял, то есть был довольно дубовый, хотя и гнулся где надо. Застёгивался ремнями с пряжками. Материал самого акетона - холст-двунитка чёрный, верх такой же, из-за чего вид у него был весьма непонтовый, но понтовые гамбезоны таскают в основном те, кто не носит поверх них доспехи. Рукава из шинельного серого сукна с подкладкой и той же чёрной двунитки - так меньше раздражается кожа от контакта с шерстью. В рукавах кажись было по пару слоёв ватина, но 100% не помню, да там в принципе смячжение не было важно так как латные руки гасили удар идеально. Рукава от локтевой впадины до запястья шнуруются, иначе не влезешь в наручи. Шнуровка - отдельный головняк, с ней наручи быстро не оденешь, но иначе никак. Рукав пристёгивался ремнём с пряжкой к плечу акетона, такая конструкция обеспеивала лучшую вентиляцию подмышек и локтевых впадин, что уменьшало перегрев.
Остаётся добавить что подобная конструкция была характерна для гамбезонов/пурпуэнов/акетонов тяжёлой кавалерии 14 века. Тело закрывалось лучше потому что бригандины были ещё слабоваты, а руки слабее так как были уже латные руки, да и лишний вес был ни к чему.
2. Дальше одеваются поножи. Те что на фото, изготовлены по технологии бригандных поножей середины 14 века, коих немало на надгробиях 1340-1370 годов, но вместо стальных пластин использовалась толстая бычья кожа - кстати так могло быть и реально, кожа была заменителем стальных пластин для бедных. При чём технология была весьма интересной - я купил лист кожи 60х60, толщиной примерно 5 мм, и из него выкроил 4 заготовки - 2 набедренника и 2 наголенника. Да, исторически наголеники делались латными, но это была прерогатива почти исключительно кавалерии, и то потому что ноги всадника находились как раз на уровне груди пехотинца, бить по ним было удобно, я же - пехота, соответственно основным патериалом поножей выступила кожа. Поверх заготовок наклеил кожаные ремни шириной 2 см толщиной 5 мм - их воровали с нашей швейной фабрики и продавали на базаре. Затем выкроил и пошил тканевую покрышку поножей из шинельного сукна и 4 слоёв двунитки - получилось весьма прочно, не прорвёшь и не прорубишь. И уже к покрышке, согнув её по форме ноги, прибил заклёпками кожаный "бутерброд" - на фото хорошо видны шайбы под заклёпками. Подобная технология была широко распространена в изготовлении крупнопластинчатых доспехов. Наколенник кованый, с круглым отбойником, закреплён на ремне одной большой заклёпкой, ремень потом прибит заклёпками к коже - выше и ниже наколенника. Бедро снаружи закрыто полосой из гарячекатанной 2мм стали - удар в бедро довольно популярен, и нм ене хотелось травм. Всё это закреплено на ноге 3 ремешками - 2 на голени и 1 на бедре - и поясом, к которому позднее присоединилась портупея для того, чтобы поножи не сползали вниз. Пояс и портупея надевались поверх акетона, раз одел под низ - портупея на плечах натёрла волдыри.
3. Дальше наручи. Делались они по наручам из знаменитого Чурчбургского доспеха, локоть с 2 сегментами - сверху и снизу. Материал - сталь 1,5 мм холоднокатанная. В принципе хороши, но надо сделать покороче, эти сьезжали и натирали запястье, а просто укоротить нельзя - там завальцовка. Нижняя часть наруча из 2 половинок, закрывалась ремнём с пряжкой, но я просовывал руку и так - для экономии времени. Пристёгивались наручи оригинально - на тот же ремень что и наплечники, таким образом количество крепежа (а значит и мест где могло лопнуть или заклинить) сокращалось.
4. Наплечники. Форма бралась с надгробий (в частности с надгробия Чёрного принца), наплечники такого фасона были весьма популярны в Средневековье в 14-15 веках и являются популярными и поныне, имеют прозвище "божьи коровки". Ковались из 1,5 мм холоднокатанной стали. Система крепления - моё ноухау. Ремень приклёпывался к наплечнику изнутри, свободным концом вниз. Этим концом он просовывался в ременную петлю на плече бригандины и дальше за него пряжкой крепился наруч. 2-й ремешок крепился на 2-й сегмент наплечника и застёгивался под мышкой. Всё - прочность креплений железобетонная, чтобы они вырвались надо вырвать заклёпку с шайбами и пластиной из бригандины. На фото ремень пропущен в щель между сегментами наплечника и торчит наружу - он виден.
5. Защита тела. Бригандина обтягивающего типа, бралась с многочисленных английских надгробий 1350-1370 годов, но конструкция несколько изменена с целью облегчения оной. Так как на играх используется в основном лёгкое деревянное или дюралевое оружие, то пробить броню им невозможно. Соответственно нет смысла делать бригандину с защитой в виде цельных пластин с нахлёстом, как это было в реальности и как это сделано на втором моём доспехе. В итоге я, не долго мучаясь, сделал себе бригандину из стальных полосок толщиной 1 мм и шириной 30 мм. с промежутками между ними тоже порядка 30 мм. - она на фото. Да, оно хипанство, но таскать лишний вес который не защитит потому что не от чего защищать - зачем? В итоге получился доспех весом 5 кг., который отлично выполнял свою функцию, что было не раз проверено. Бригандина состояла из 2 половинок, застёгивавшихся на спине и груди на 5 ремешков с пряжками, в основном это было сделано для удобства перевозки. На плечи приклёпаны ременные петли, удерживающие наручи, то есть кусок ремня, прибитый заклёпками с 2 сторон. Да, я знаю что такие крепления неисторичны, и правильно наручи крепить кожаными шнурками к гамбезону, но: чаще всего шнурки рвутся, не выдерживая болтающуюся на них 3-килограммовую железяку, а те что не рвутся, развязать нереально, мне же нужна была удобная и надёжная конструкция, а не чтобы мне сломали руку в бою.
Перед надеванием спина собиралась, к доспеху пристёгивались наручи и наплечники, затем с криком и матом руки просовывались в наручи, после чего броня накидывалась на себя (как кожаная куртка с защитой) и застёгивалась на груди. Фсё, фух. Снималось всё так же - броня расстёгивалась на груди, после чего стряхивалась наземь вместе с наручами и наплечниками. Вывихнуть руку в плече - нечего делать.
На Судак - фестиваль с боями на стальном оружии - я делал более продвинутую версию такого же доспеха одному парню из своего клуба и из-за этого не успевал сделать доспех себе. В последние дни я вырезал из миллиметровки большой кусок на спину, привязал его под броню верёвками и в таком виде поехал. Там он крепко спасал меня, принимая удары вражеских топоров по горбу. А парень накануне упал и повредил руку, поэтому не поехал, а когда поехал - боец из него оказался никакущий, потому что он пропускал тренировки.
6. Шлем. Бацинет с бармицей из стальных чешуек. Форма бацинета с плоским забралом весьма популярная, чешуя на шее встречалась реже, но картинки на тему есть. Чешуя, а не кольчуга на бармице потому что она хоть как-о защищает от удара, а по шее лупят здорово - в итоге под чешую (!) пришлось поставить дополнительные пластины - типа "рачий хвост" - иначе могли бы травмировать шею.
Сам бацинет заслуживает отдельного описания. Провоевав год в шапеле с бувигером и маской, я задолбался поправлять его, вечно сьезжающий на нос, и понял что надо что-то более держащееся на месте и желательно с забралом, чтобы дышать/пить не снимая шлем. Топфхелм отпал сразу - более неудобного шлема я не видел, остался бацинет, но наученный горьким опытом зарихтовывания вмятин, я решил делать купол шлема из стали-тройки (3мм!) гарячекатанной ессно. Сказано-сделано - взяв болгарку и кусок металлолома, я выкроил 2 половинки и стал гэпать по ним в гараже. В итоге вышло нечто жутко корявое и плохо стыкующееся, что и было отправлено Вите-Ратнику в Киев. Через примерно месяц и 45 баксов я получил свеженький, ещё в смазке, шлем, такой как на фото - киевляне его перестучали и сделали конфетку. Забрало и нижняя часть купола - от ушей и ниже - сделаны из 2 мм. стали. После того как шлем был слегка оттуненгхован под нового владельца - расширена смотровая щель, чтобы я хоть что-то видел, вставлена пружинная защёлка, которая хоть и не была доведена до ума, но была всё же лучше старого крючка, и добавлена бармица - это самоварное чудо весом 5,5 кг стало украшать мою башку и защищать её от прилётов топорами, алебардами и прочим добром. Защищало, надо сказать, хорошо, не жалуюсь. Надевается на подшлемник, застёгивается ремешком с пряжкой под подбородком.
7. Перчатки. Делались по типу чурчбургских "песочных часов", то есть перчаток с широким раструбом и пирамидальными накладками на суставы пальцев, распространённых в 14 веке. Всё бы было проще, но товарисчь показал мне конструкцию перчаток, которая мне показалась перспективной - вместо относительно полукруглых чешуек как в оригинале тут стальные сегменты обнимали палец со всех сторон. Я так и сделал. Результатом горжусь - это самая сложная и неудобная вещь в моём доспехе. Да, в перчатках можно было драться, лазать на стены и делать ещё много чего - но пальцы так уставали что к концу дня они уже просто болели! Плюс чуть позже я таки догадался на перчатки прибить пластины с зацепами, удерживавшими меч в руке и не дававшими ему выпасть сразу, иначе при ударе по противнику пальцы просто выворачивало. В итоге решил их щаменить на латные варежки, но так и не добрался до этого. Зато внешне всё исторично донельзя. Надевались латные перчатки на замшевые же перчатки. Каждый палец состоял из 4 сегментов - 3 чешуек плюс кованой нахолодную из миллиметровки "пирамидки", закрывающей 1-й сустав, всё это прибивалось заклёпками на кожаный ремешок.
Чешуи-сегменты обхватывали палец с 3 сторон на левой руке и с 4 сторон на правой - то есть шли кольцами. Такая конструкция делала перчатку железобетонно стойкой - в одном бою мне срубили 2 пирамидки, а я даже не почувствовал, я мог спокойно подставлять пальцы под удар без последствий для них. Ну и удар по лицу такой перчаткой конечно без последствий для пальцев не остался бы, но зато ломал челюсть нападавшему. Впрочем, как и рукавицей - но там из-за более жёсткой конструкции можно было лупить хоть в стену, пальцы не чувствовали боли вообще. Были у меня и рукавицы, я их носил до перчаток.
Дополняли доспех щит из фанеры, оббитый стальными уголками, и оружие - меч, топор. Ну ещё гербовая накидка, но её на фото нет.
Фух...