В связи с появлением готовых светодиодных фар, считаю что данная тема утратила актуальность.
Рекламировать магазины не буду, приведу только некоторые названия моделей типа SPOT (фокусированные) для самостоятельного поиска:
WL-1042 spot
WL-1212 spot
WL-1310 spot
ALO-2-P4Bs
LED 2310с-10 W
DB-2001 9W
DB-2003 21W
А вот с этого все начиналось:
Общая информация.
Ксеноновые лампы, как и галогеновые и обычные, весь свет отдают равномерно в радиусе 360 градусов (если смотреть в продольном разрезе). Отражатель, который используется для создания направленного луча, использует меньше половины от всего светового потока который дает лампа. В противоположность - светодиод с коллиматорной линзой собирает в луч световой поток, практически без потерь. То есть, ксеноновая лампа с потоком в 3000 люмен равняется или даже уступает двум светодиодам типа P7 по 900 люмен. При этом, уже сегодня, стоимость комплекта с двумя такими светодиодами сопоставима со стоимостью нормального ксенона.
Пример свечения фонаря со светодиодом P7:
Преимущества светодиодов перед ксеноном.
1. Высокий КПД (соотношение потребляемой мощности к светоотдаче)
2. Длительный срок службы (до 50.000 часов против 3.000 часов у ксенона)
3. Отсутствие высоковольтных и радиоактивных элементов.
4. Широкий выбор коллиматорных линз для обеспечения необходимой фокусировки луча.
5. Возможность регулировки мощности количеством одновременно включенных светодиодов или силой тока каждого светодиода. Это особенно актуально для тех типов мототехники, где для зарядки аккумулятора используется однополупериодный выпрямитель, который не способен компенсировать мощность потребляемую ксеноном.
6. Необязательно переделывать электрическую схему мопеда/скутера полностью на постоянное напряжение. Можно подключать вместо основной фары питающейся переменкой. При использовании диодного моста и емкости на 4700 мкФ стабильная работа драйвера с одним светодиодом начинается с 7вольт (примерно с 2000 оборотов).
7. Постоянное снижение цен на светодиоды как и на любую высокотехнологичную продукцию.
Важные моменты при выборе и использовании светодиодов в освещении.
1. Охлаждение
Сверхмощные светодиоды, в зависимости от мощности, выделяют определенное количество тепла поэтому их необходимо устанавливать на радиаторы. Максимальная температура нагрева для большинства светодиодов составляет 80 градусов. Примерный размер ребристого или игольчатого радиатора для светодиода мощностью 3Вт 50х30х20 мм, для 10Вт 70х50х20 мм. Если место в фаре не позволяет разместить светодиод установленный непосредственно на радиатор - светодиод можно установить на пластину из алюминия толщиной не менее чем 2мм, а с краю (по краям) пластины прикрепить радиатор(радиаторы). Все места соединений при этом необходимо смазывать тепловодящей пастой.
2. Питание
Светодиод, с электрической точки зрения, отличается от лампочки и питать его надо СТАБИЛИЗИРОВАННЫМ ТОКОМ а не напряжением. Например, для большинства светодиодов, рабочий ток обеспечивается при напряжении 3,0-3,5В и превышение напряжения всего на пол-вольта приведет к его выходу из строя. Ключевые слова для поиска схемы или готового стабилизатора "стабилизатор тока" и "драйвер светодиода".
3. Выбор мощности светодиода
Мощность светодиода измеряется в Ваттах(Вт) но этот параметр говорит не о количестве света отдаваемом светодиодом, а о его ПОТРЕБЛЯЕМОЙ МОЩНОСТИ. Светодиоды выполненные по более новым технологиям при одинаковой мощности имеют более высокую светоотдачу, которая обозначается термином "люмен" (лм) - световой поток. Поэтому, при покупке светодиодов, в первую очередь надо обращать внимание на яркость выраженную в количестве люмен.
4. Цветовая температура
По простому цвет свечения. Чистый белый цвет свечения соответствует температуре 6000К (градусов кельвина), чем ниже это число тем более желтоватым (теплым) будет оттенок свечения. Так же, как и при использовании ксенона, оптимальной является 5000K. Более холодный свет хоть и смотрится красиво но не эффективен на мокром асфальте.
5. Оптика
Для фокусирования луча удобнее всего использовать коллиматорные линзы, но у всех типов коллиматорных линз есть боковая засветка.
Поэтому применять их желательно только для дальнего света. Оптимальный угол линзы до 10 градусов.
Как показала практика, CREE XM-L наиболее популярный на сегодня светодиод, имеет привлекательные характеристики по КПД и светоотдаче, но его использование затруднено отсутствием в продаже "родных" для него коллиматорных линз с углом 10 градусов и меньше. Попытка применять для него линзы от других светодиодов показали как ухудшение КПД самих линз так и значительное увеличение угла основного светового потока и боковой засветки. В итоге CREE XM-L c "неродными" линзами показал результаты субъективно хуже чем светодиод P7 (W724co) с оптикой Sekonix. Наилучшие же результаты как для ближнего так и для дальнего, со светодиодами CREE XM-L, дали линзы Ledil OSS-RS FA10299 с полным углом в 6 градусов.
И еще пара моментов по использованию коллиматорных линз:
При установке линзы на плату светодиода надо чтобы между линзой и платой не было зазора и перекоса. Если места пайки проводов к плате находятся под линзой - в нижней части корпуса линзы острым инструментом делаются небольшие выборки под места пайки и провода.
Для крепления линзы, по ее периметру, к основному радиатору удобно применять силиконовые авто герметики, которые должны быть только на нейтральной основе (не кислотные, разъедающие испарениями светодиод и места пайки).
Для формирования четкой светотеневой границы при ближнем свете можно применять обычные стеклянные линзы. Для уменьшения фокусного расстояния и соответственно для того чтобы не терять часть светового потока излучаемого светодиодом идеально подходит система из двух линз - обычной и сильно выпуклой. Диаметр линз не меньше 50 мм. Но как показала практика свет от таких фар утомляет зрение из за высокого контраста между освещенной и неосвещенной частью дороги.
Пример светодиода без отражателя с одной линзой (внешние световые кольца из за того, что линза без обода):
6. Светодиоды с большой площадью излучающей поверхности
Такие типы светодиодов хоть и имеют достаточно высокие показатели по яркости и КПД, но не подходят для применения в фарах из за сложности фокусировки.
Пример луча от такого светодиода (слева) и от CREE XM-L (справа) с одинаковыми системами из двух линз.
Сравнение светодиодов по мощности и яркости
Seoul SemiConductor P7 brightness at 1.4A total current, 350mA per die
A 251-326 lm @ 1.4A (350mA)
B 326-400 lm @ 1.4A (350mA)
C 400-457 lm @ 1.4A (350mA)
D 457-514 lm @ 1.4A (350mA)*
E 514-629 lm @ 1.4A (350mA)
Seoul SemiConductor P7 brightness at 2.8A total current, 700mA per die
A 440-570 lm @ 2.8A (700mA)
B 570-700 lm @ 2.8A (700mA)
C 700-800 lm @ 2.8A (700mA)
D 800-900 lm @ 2.8A (700mA)*
E 900-1100 lm @ 2.8A (700mA)
Cree XP-G brightness at 1A
R2 285-305 lm @ 1A
R3 305-325 lm @ 1A
R4 325-348 lm @ 1A
R5 348-370 lm @ 1A
S2 370-390 lm @ 1A
S3 390-410 lm @ 1A*
S4 410-430 lm @ 1A
Cree XP-G brightness at 1.5A
R2 380-406 lm @ 1.5A
R3 406-433 lm @ 1.5A
R4 433-463 lm @ 1.5A
R5 463-493 lm @ 1.5A
S2 493-520 lm @ 1.5A
S3 520-547 lm @ 1.5A*
S4 547-573 lm @ 1.5A
Cree XM-L brightness at 700mA
T5 260-280 lm @ 700mA
T6 280-300 lm @ 700mA*
U2 300-320 lm @ 700mA
U3 320-340 lm @ 700mA
Cree XM-L brightness at 1.5A
T5 504-543 lm @ 1.5A
T6 543-582 lm @ 1.5A*
U2 582-621 lm @ 1.5A
U3 621-660 lm @ 1.5A
Cree XM-L brightness at 3.oA
T5 845-910 lm @ 3.0A
T6 910-975 lm @ 3.0A*
U2 975-1040 lm @ 3.0A
U3 1040-1105 lm @ 3.0A
Cree MC-E brightness at 350mA per die, 1.4A total current
H 280-320 lm @ 350mA (1.4A)
J 320-370 lm @ 350mA (1.4A)
K 370-430 lm @ 350mA (1.4A)
M 430-490 lm @ 350mA (1.4A)
N 490-550 lm @ 350mA (1.4A)*
P 550-620 lm @ 350mA (1.4A)
MC-E brightness at 700mA per die, 2.8A total current
H 490-560 lm @ 700mA (2.8A)
J 560-648 lm @ 700mA (2.8A)
K 648-753 lm @ 700mA (2.8A)
M 753-858 lm @ 700mA (2.8A)
N 858-962 lm @ 700mA (2.8A)*
P 962-1085 lm @ 700mA (2.8A)
Luminus SST-50 brightness at 1.75A, 350mA per mm2
F 275-350 lm @ 1.75A (350mA/mm2)
G 350-425 lm @ 1.75A (350mA/mm2)
H 425-500 lm @ 1.75A (350mA/mm2)
J 500-600 lm @ 1.75A (350mA/mm2)*
K 600-700 lm @ 1.75A (350mA/mm2)
Luminus SST-50 brightness at 2.8A, 560mA per mm2
F 454-576 lm @ 2.8A (560 mA/mm2)
G 576-701 lm @ 2.8A (560 mA/mm2)
H 701-825 lm @ 2.8A (560 mA/mm2)
J 825-990 lm @ 2.8A (560 mA/mm2)*
K 990-1155 lm @ 2.8A (560 mA/mm2)
Luminus SST-50 brightness at 5A, 1A per mm2
F 743-945 lm @ 5A (1 A/mm2)
G 945-1148 lm @ 5A (1 A/mm2)
H 1148-1350 lm @ 5A (1 A/mm2)
J 1350-1620 lm @ 5A (1 A/mm2)*
K 1620-1890 lm @ 5A (1 A/mm2)
Luminus SST-90 brightness at 3.15A, 350mA per mm2
K 600-700 lm @ 3.15A (350 mA/mm2)
L 700-850 lm @ 3.15A (350 mA/mm2)
M 850-1000 lm @ 3.15A (350 mA/mm2)
N 1000-1200 lm @ 3.15A (350 mA/mm2)*
P 1200-1450 lm @ 3.15A (350 mA/mm2)
Luminus SST-90 brightness at 5A, 560mA per mm2
K 930-1085 lm @ 5A (560 mA/mm2)
L 1085-1318 lm @ 5A (560 mA/mm2)
M 1318-1550 lm @ 5A (560 mA/mm2)
N 1550-1860 lm @ 5A (560 mA/mm2)*
P 1860-2248 lm @ 5A (560 mA/mm2)
Luminus SST-90 brightness at 9A, 1A per mm2
K 1620-1890 lm @ 9A (1 A/mm2)
L 1890-2295 lm @ 9A (1 A/mm2)
M 2295-2700 lm @ 9A (1 A/mm2)
N 2700-3240 lm @ 9A (1 A/mm2)*
P 3240-3915 lm @ 9A (1 A/mm2)
Источник:
http://club.dealextreme.com/forums/Forums.dx/Forum.-209~threadid.530221?page=1
На эксперименты со светодиодами меня толкнул ну очень неприятный факт - в Дефианте Pluton отражатель плавится даже от штатных 18-ваттных ламп!
Поэтому, для начала, эксперимент №1.
В качестве жертвы был выбран недорогой светодиод EDEW-KLC8-B5 с мощностью в 4W и световым потоком всего 190 люмен, Первый блин оказался немного комом из-за линзы в 25 градусов, но учитывая что хотелось собрать быстро и в магазине в наличии других не было, а также оптимальную скорость для этого скутера в 30 км/ч в качестве "очень ближнего" света получилось весьма неплохо.
Цены: Светодид - 50 гривен. Коллиматорная линза -15 гривен. Плата (специальная теплопроводящая) под светодиод - 5 гривен. Радиатор - ??? (был в наличии). Драйвер светодиода (схема стабилизатор тока) - 60 гривен.
* Ток светодиода, в целях безопасности, был понижен с нормы в 1000 мА до 700 мА (соответственно яркость снижена примерно до 150 люмен).
** На ночной фотографии световое пятно от фары в реальности намного больше, но нет технической возможности сделать корректное фото.