Предлагаю в этой теме рассказывать как о позитивных, так и о негативных случаях взаимоотношений с автовладельцами. Не секрет, что автовладельцы нас недолюбливают: возможно, эта тема раскроет истинные причины этой «нелюбви» и поможет найти общий язык.
Попутно я занялся поиском хорошего, «живого» украинского форума автомобилистов, на котором планирую зарегистрироваться и создать такую же тему с перекрестными ссылками отсюда – туда и оттуда – сюда.
Если «взлетит» - будем просить модераторов обоих форумов обменяться баннерами. Цель – цель ясна: безопасность, уверенность и хорошее настроение на дороге!
Ну а теперь расскажу несколько своих случаев. Некоторые из них я уже описывал – но поскольку такой темы до сих пор у нас не было, то они разбросаны там и сям.
Ситуация номер раз.
Кстати сказать, это был мой первый случай контакта с автомобилистом. В то время я еще и шлем не успел купить (да и вообще сомневался в его необходимости, пока мне в морду лица не ударился крупный жук на скорости «за шестьдесят» ) и ездил на шустрой и маленькой Ямахе Априо. Нужно было мне выехать на дорогу с односторонним многорядным движением с левой стороны. Естественно, я там ехать не собирался, планируя как можно шустрей перестроиться вправо, и ни о каких соблюдениях ПДД в части перевода скутера по пешеходному переходу и речи не могло быть: до ближайшей «зебры» добрый километр. Время было вечернее, а направлялся я в сторону спального района – соответственно, движение было... Хотел сказать: оживленное, но это не так, скорее – то, что в автосреде называют «тягун» - все едут со скоростью пешехода в жуткой пробке, ну и с соответствующим настроением, понятно. И тут еще KERK на своей Ямахе вписывается с левой стороны. Естественно, как только впереди появился какой-то просвет – машины ринулись в него аки подорванные и естественно – я мешаю всему левому ряду со своим жалким моргающим правым поворотничком и желанием перестроиться. Сзади мне сигналят и сигналят, и в итоге меня жестко прижимает к левому бордюру какой-то белый «пирожок» - то ли Фиат, то ли Опель, не суть важно. Прижимает так, что приходится остановиться и упереться ножками в асфальт, иначе упаду. Прижал, успокоился и злобно уехал. Понятно, недалеко: светофоров много и машин тоже много, а дорога одна. Догоняю, становлюсь перед капотом, ставлю скут на подножку, глушу, иду к машине. За рулем – молодой парень, несколько растерявшийся от моих ста девяноста сантиметров роста и сорокалетней внешности, но тем не менее бодро закричавший «Твое место справа!!!». Ну, в нескольких словах я объяснил ему, кто он такой, чтоб указывать мне где мое место – но настроение было здорово испорчено.
Через неделю я одел шлем, а еще через неделю моя Априо «одела» кофр: мы стали выглядеть более-менее солидно и подобные случаи явного пренебрежения к «мапэду» прекратились… До сегодняшнего дня. Но об этом чуть позже.
Ситуация номер двас.
Я частенько вижу на дорогах автомобили с теми или иными явными проблемами: неработающий стоп-сигнал, приспущенное заднее колесо (в отличие от передних колес, приспущенное заднее водителем почти не ощущается, пока жевать не начнет) и тому похожее. Был такой случай: качусь по узкой улочке с множеством машин, и вижу в зеркала, что сзади какой-то шабаш: машины едут по законам броуновского движения, сигналят, моргают… Дурдом. Дело было в одном BMW, который уж слишком торопился (понятно, что выиграть он мог от силы два-три корпуса, но…) и, сигналя, лавируя, безбожно подрезая и резко тормозя вызвал на дороге суматоху. Я ему предусмотрительно освободил путь – ненароком снесет и не заметит, и сразу понял истинную причину всей паники: на крутой Бэхе не работают «стопы». Догнал на перекрестке, стукнул пальцем в перчатке по стеклу, поднимая визир. Опускается стеклопакет и на меня недоуменно-скептически смотрит типичная бандитская рожа а-ля 1990-й год.
- Молодой человек, у вас не работают стоп-сигналы; будьте осторожны.
Надо было видеть его лицо, хороший режиссер заплатил бы денег за такую игру. Медленное изменение выражения с пренебрежительно-брезгливого, на удивленно-благодарное, и с трудом выговоренное (видать, нечасто приходится) «спасибо» - вознаградили меня. И я доехал до точки назначения с хорошим настроением; а может, я кого-нибудь избавил от проблем с рихтовкой…
Ситуация-три.
Конечно, пробка; конечно, многорядка – всё как всегда. Ехать в таких условиях «якомога ближче» к обочине, как того от меня хотят ПДД, меня отучили давно: спасибо водителю маршрутки, внезапно решившему выпустить пассажиров без хотя бы включения поворотника, не говоря – прижаться к бордюру; да еще одному «жигуленку», стоящему в полутора метрах от бордюра, из которого вдруг выскакивает девчушка, а вслед – ее тупоголовая мама. В-общем, междурядье рулит; главное – не торопиться. Если все едут – я еду со скоростью потока, если стоят – я больше 20 км/ч не разгоняюсь. Всё равно буду первым на светофоре, а выигрыш нескольких секунд не стоит разбитого скутера… или еще чего-нибудь.
Но междурядье – штука хитрая; Правилами не предусмотрено точное положение автомобиля в пределах своей полосы, да и как его предусмотреть? Это когда вместо авто- мы получим электромобили с индуктивной подзарядкой от дорожного полотна – тогда все будут стараться ехать поточней. Ну и натыкаюсь я на здоровенный черный джип, который левыми колесами наступил уже на разделительную линию. За рулем – классическая блондиночка, молоденькая и симпатишная. Ей скучно стоять в пробке, и она выдвинулась левее – видеть, чего там впереди… Терпелка у меня скоро кончилась:
- Девушка! Девушка! Извините, вы не могли бы принять правее, а то мешаете мне правила нарушать.
Мы обменялись улыбками и джип откатился, пропуская мой скутик, на то время уже Пежо.
Думаю, что хорошее настроение осталось не только у меня, но и у этой девушки.
Ситуация-четыре.
А это уже «свежачок», сегодня утром.
Дороги в Одессе после зимы, спасибо городским властям, более-менее привели в порядок (я поначалу так не считал, пока не попал в командировку в Николаев и Херсон…) но тем не менее я у обочины не держусь: если дорога свободна – еду по левой стороне правой полосы. Длинный, громкий, непрекращающийся гудок сзади: в зеркалах угрожающе вырастает потрепанная Дэу-Нексия. Не успел я принять вправо на каких-то двадцать сантиметров – эта старушка с ревом меня обгоняет, не выключая сигнала и буквально впритирку, да еще и режет. Возмутило меня это дело. Ехал я со скоростью примерно 55 км/ч, разгоняться смысла нет: через каких-то 50 метров – сложный регулируемый перекресток, за которым на следующем «пролете» - постоянно действующая в утренние часы пробка. В которую эта Нексия, понятно, и воткнулась, да еще так удачно – в левом ряду, который мне и требуется для дальнейшего маршрута. Честно сказать, я здорово струхнул: водила пронесся так, что я еще несколько секунд ловил равновесие, к тому же у обочины несколько неудачных люков подряд – в-общем, нескучно было. Подкатываюсь с левой стороны, поднимаю визир, преодолевая желание зарядить кулаком по стеклу – но стекло уже опускается. Ожидал увидеть – в порядке уменьшения вероятности –
- мальчишку 20-летнего (судя по стилю вождения)
- нервную даму (судя по умению крутить рулем не убирая руки с сигнала)
- пенсионера (исходя из общей маразматично-неадекватной реакции)
но не угадал. Меня встретили располагающее лицо и неглупый взгляд мужчины, примерно 35 лет; я как-то опешил.
- И что мы так спешим, командор? (Это вместо тех слов, за которые с меня бы сейчас тут сразу сняли пару-тройку звезд)
Мужчина спокойно и рассудительно объясняет:
- Я очень спешу (впереди – трехсотметровый затор) стараюсь ехать быстрее (до светофора оставалось 50 метров, там еще и трамваи – спешить не нужно бы) а тут вы еле едете (55 км/ч) – так прижмитесь вправо (люки и грязь после вчерашнего дождя) и не мешайте!
- Ну хорошо, а зачем же прижимать, подрезать? Смотрите: вот у меня зеркала, а в шлеме – уши. Посигнальте, моргните – я уступлю. А если б на моем месте был мальчишка, если б с управлением не справился – что бы вы его матери объясняли? Что спешили занять свое место в пробке?
- Ну вы медленно едете, а я спешу. Едьте где вам положено, справа.
- Взрослый человек, а совершенно не думаете о том, что делаете. Хоть понимаете, что значит два колеса? Устойчивость? Незащищенность водителя при падении? Зачем вести себя так? Будь вы моложе – хоть как-то объяснить можно было…
С тем я и уехал, ну а он остался – спешить в своей пробке. Может, дома с женой поругался, может еще что – но причем тут скутерист, скажите на милость. И куда им, автовладельцам, спешить в час пик? Пытаются выиграть считанные секунды, рискуя кошельком, а то и годами свободы.
А ведь всё может быть по-другому. Только начать нужно не с взаимного охаивания – какие наглые автомобилисты, какие безбашенные мотоциклисты – а с рассмотрения возможностей взаимовыручки, проявления терпимости, вежливости, уважения. К мотобратии уважительно относятся только в определенных случаях: или когда нас много, или когда мы едем на чем-то явно дорогостоящем. А если это не Хонда Сильвер Винд, а какой-нить девайс от Альфа-Мото размером с детские ролики, то что, можно вообще не обращать на него внимание? Ну так давайте начнем с себя: стараться ехать – не говорю «соблюдая ПДД» ибо наши Правила годятся для «Верховин» и «Карпат», а не для того, на чем мы ездим – но ехать предсказуемо, ПРЕДСКАЗУЕМО – понятно, о чем речь? И всегда, когда представляется случай, помогите автомобилю, особенно – общественному транспорту. Да, они, эти маршрутчики и троллейбусники, вроде как ведут себя наглее всех – но во-первых, подавляющее большинство водителей-профессионалов имеют опыт вождения куда больший, чем у нас с вами, а во-вторых – мы везем только себя любимого, а они – еще кучу народу. И этому народу там, в салонах – совсем несладко.
Уступите автобусу.
Помогите девушке выехать со двора.
Подскажите нерадивому о спущенном колесе, открытом лючке бензобака, неработающей лампочке.
Ведите себя предсказуемо.
Начнем с себя – и добьемся того, что автовладельцы будут рады видеть на дороге маленький мопед, потому что этот мопед – отличное подспорье на дороге!
Ну, рассказывайте: кто кому помог, кто с кем подрался. Авто и мото – это давний спор на наших дорогах, тут есть о чем поговорить?
Доброго пути и свободного междурядья!
Змінено: 15.05.2010 р., KERK