Проавильна планіровка маршруту Толпой!
Организованной толпой...
Мотоциклист – существо свободолюбивое, тем не менее, для того, чтобы поездка прошла гладко, нужен руководитель, который будет координировать действия группы. В клубе такое положение сомнению не подлежит, и оспаривать его бессмысленно. В «стихийной» группе попутчиков принцип тот же: чем каждый раз «заморачиваться» над проблемой всей толпой – проще свалить бремя ответственности на одного. А выйдет ли будущий руководитель из этого положения с честью, зависит от того, знает ли он, что от настроения внутри группы зависит результат поездки в целом. Ведь главное – это не пройденный путь или горка значков. Самое дорогое, что мы привозим из поездок – наши воспоминания. Что вы предпочтете: вытаскивать чужой мотоцикл из непролазной грязи, или перебирать вещи в комнате отеля? Скорее второе, но вот вспоминать о том, как все дружно боролись с последствиями внезапного ливня на грунтовке, подбодренные своевременными шутками лидера-оптимиста, наверняка будет приятнее, чем припомнить «демократию» споров о том, куда надо заехать в первую очередь, кто едет впереди и с какой скоростью, которые, в конце концов, развалили группу?!
Поэтому:
До начала планируемого «дальняка» все «попутчики» должны быть: во-первых, знакомы между собой, во-вторых – знать, как ведет себя на дороге каждый из водителей. Нужно совершить предварительную небольшую поездку, в течение которой лидер едет позади всех и оценивает поведение каждого. Совет: прокатитесь не только по трассе, но и через населенные пункты.
Цель поездки должна быть четко определена и известна каждому. Кроме того, объясняйте всем, будет ли это посещение конкретного места и возвращение, или «петля» через крупные города с остановкой на пару дней в каждом, а, может быть, предполагается off-road с ночевкой в палатке – это оговаривается в первую очередь.
Точно так же, чтобы не стать камнем преткновения, выясняется требуемый минимум средств на поездку и платежеспособность каждого будущего попутчика.
Кроме уровня вождения, в процессе предварительной поездки подлежит оценке еще один важный фактор: техническое состояние мотоциклов. Если один товарищ постоянно задерживает группу своим «загоранием» на обочине, знайте – существует очень большая вероятность, что в серьезной поездке все будет происходить таким же образом, поэтому спрашивайте мнения в группе – если все ее участники готовы мириться с таким темпом, («лишь бы этот хороший товарищ поехал с нами») – вперед! (Не надейтесь на клятвенные заверения «все исправить» ко дню выезда – чаще всего, если он и устранил одну неисправность, то в поездке «вылезет» какая-нибудь другая). Если же нет – кто-то должен отказаться от поездки (либо «несчастливец», либо тот, кого эти задержки больше всего нервируют), иначе – конфликт в группе обеспечен!*
Если вам выпала сомнительная честь руководителя в этой поездке – срочно запасайтесь хорошей картой. Опираясь на приведенное на карте расстояние, вы можете рассчитать, сколько вам понадобится денег на бензин, частоту остановок на заправки, прикинуть время, которое займет поездка и рационально распределить его. Сначала высчитайте, на сколько километров вам хватает полного бака. Например: 6,5 л – это расход на «сотню», 100:6,5 = 15,38 – одного литра хватает на 15 км. Допустим, объем бака 8л, значит: 15х8 = 120 км понадобится, чтобы «осушить» бак.** (условие: заправляться, только израсходовав полный бак, здесь чисто гипотетическое, хотя и в жизни так бывает) Таким образом, расход (к примеру) на 750 км составит 48,75 литров. Теперь, если умножить этот расход топлива на стоимость бензина в районе, который собираетесь посетить, то получится неутешительная, но правдивая цифра предполагаемого расхода денег на горючее. Отмечайте на карте населенные пункты для необходимых заправок, лежащие на расстоянии на 10-15 км меньше, чем понадобится для «осушения» вашего бака. Чтобы избежать неожиданностей, сопоставьте расход и объем бака у самого «прожорливого» и самого «худосочного» из мотоциклов группы, и укажите их водителям на карте места дополнительных заправок. Совет: помните, что расход бензина по трассе отличается от «городского» цикла, поэтому учитывайте не только километраж, но и режим движения. Если предстоит заезд в несколько крупных населенных пунктов – рассчитывайте на «городской» расход.
Расставляйте приоритеты заранее: либо пройти за определенное время как можно больший километраж, либо – четкая цель, добираться до которой можно спокойно, поглазев на проезжаемые места. В первом случае режим, конечно, будет более напряженным: ранний выезд, перекусы исключительно на заправках, днем – движение в неблагоприятных условиях (жара, дневной «час пик», и так далее). Кроме того, такой группе просто нельзя быть многочисленной. К тому же, жесткие рамки отнимают у путешествия его очарование, тем более, что на деле интересных уголков может оказаться больше, чем на карте.
Время выезда. Выдвигаясь на какое-нибудь мероприятие, проводимое обычно на выходные дни, учитывайте, что поток машин на трассе становится плотнее в пятницу вечером, и в субботу утром по направлению из городов, а в воскресенье, ближе к вечеру – в город.
Как мы едем?
Важно: первые пару часов очень большое влияние на водителя оказывает явление, называемое «врабатываемостью». Скорость реакции каждого пока еще не достаточно высока, идет «притирание» к остальным участникам группы, выбор дистанции (то есть, многое, что отвлекает от контроля над полосой движения). В начале каждого группового выезда ведущий должен держать скорость группы чуть ниже предполагаемой крейсерской.
Практика показывает, что наиболее удобный, мобильный состав группы – это 4-5 мотоциклов. Если же попутчиков набралось больше – ехать колонной становится неудобно, а иногда и опасно. Удобнее всего будет разделить одну большую группу на несколько малых по 2-4 мотоцикла. Это позволяет водителям мотоциклов разной кубатуры и мощности выбирать подходящий для них скоростной режим. А также дает возможность избежать самой неприятной и опасной ситуации – когда на промежуток между мотоциклами в колонне начинают посягать оголтелые водители «консервных банок».
Скорость и дистанция внутри группы зависит от рельефа местности и дорожного покрытия. Группа должна немного «пружинить» – на подъеме дистанцию между мотоциклами сокращают, а на спуске (удлиняется тормозной путь) – растягивают. На запыленных участках, дороге с плохим покрытием и в дождь – дистанцию также надо увеличивать. Участки бездорожья проходите с дистанцией минимум в 30 метров. После сложного участка необходимо сделать привал.
«Ведущие» в группе могут, время от времени, меняться, но в «хвосте» всегда едет «старший» группы, а также «медик» и «механик» (можно по-совместительству). Именно замыкающему придется разбираться с возможными последствиями неприятностей на дороге.
Если группа все же движется колонной, к выбору «ведущего» и «замыкающего» надо подойти ответственно. Совершенно недопустимо, если лидер, «забывшись», начнет по привычке протискиваться между машинами на светофоре, или будет ехать со скоростью, комфортной только для него, забывая о разнородности состава группы! «Ведущий» должен чувствовать «габариты» растянувшейся за его плечами «очереди» и маневрировать как можно плавней, а не метаться из ряда в ряд.*** Роль «замыкающего» также должен исполнять только опытный водитель (см. ниже). В колонне принято пользоваться условными знаками. Напомню, что объяснить их значение лидер должен ДО начала поездки. Знаки подаются рукой «ведущего» и дублируются всеми участниками группы. «Маяки» мотоциклистов существуют для передачи информации от «ведущего» (который видит ситуацию впереди вас, но нередко закрывает собой обзор), к замыкающему, который, должен контролировать полосу позади колонны. Когда группе необходимо перестроиться вправо, «ведущий» начинает маневр, а остальные – по очереди «волнообразно» его повторяют. Когда же возникает необходимость перестроиться всем влево – «ведущий» подает сигнал и начинает перестроение. Заметив его знак, «замыкающий» должен перестроиться влево, тем самым предотвращая попытку обгона колонны машинами, и держать полосу под контролем, пока остальные не перестроятся в этот ряд. Кроме основных сигналов поворота (влево – вытянутая в сторону левая рука; вправо – левая рука согнута в локте, ладонью вверх), существуют сигналы «растянуться» (левая рука, опущенная вниз, несколько раз «дает отмашку» назад), «обгоняй» (левая рука из положения «поворот направо» делает несколько махов вперед) и другие, индивидуальные для каждой группы. А еще, в отличие от вмонтированных в шлем систем связи, знаки, подаваемые рукой, эффективно «распугивают» автомобилистов, заставляя их увеличить дистанцию («Чего это он размахался?»).
Находиться за рулем больше восьми часов в сутки не желательно. Ехать несколько часов без остановки – тоже. Усталость – не лучший попутчик! Лидеру необходимо заранее «прикинуть над картой» места остановок для разминки и обеда. Старайтесь не выезжать утром в сторону востока, пока солнце не взойдет достаточно над горизонтом – оно имеет привычку сильно слепить, а не высохшая к этому времени влага на асфальте этот эффект усиливает. То же самое касается движения вечером лицом к закату. Сумерки (и утренние и вечерние) – коварны. При их слабом свете нарушается цветоощущение, и глаза могут неправильно оценивать расстояние до предметов. Чтобы вас было хорошо заметно – всегда ездите с включенным светом.
Перед въездом в крупный населенный пункт, особенно, если этому предшествовал долгий «перегон» по магистрали, желательно сделать короткую остановку, чтобы отдохнуть. А заодно «вспомнить» о существовании знаков, перекрестков, светофоров и пешеходов.
*Этому дополнительно способствует накапливающаяся к концу поездки усталость.
**Да, иногда, как ни печально, мотоцикл с объемом бака 8 литров «жрет», как лошадь…
***На данный момент я знакома только с одним человеком, способным грамотно провести группу, но уговорить его это сделать практически невозможно.
Dimkadj:) Жизнь-говно,но мы с лопатой!!!
[URL=http://smajliki.ru/smilie-810574311.html]http://s12.rimg.info/21308299b85359b7b80339f2dd37cf2a.gif
Змінено: 22.11.2009 р., Dimkadj