Я например считаю чем короче шатун тем лучше-двигатель(в нашем случае) более высокооборотный.Длиный шатун приведёт только к снижению оборотов и уходу крутящего момента на более низкие обороты.К тому же не стоит забывать про вес более длинного шатуна..в таком случае уже нужно будет дополнительно балансировать коленвал или ставить балансировочный вал.На примере двигатель 50 кубов и как у меня 110....50 кубовый работает с минимумом вибраций(шатун и радиус кривошипа меньше)...110 кубовый на определённых оборотах уже как вибратор.В наших моторчиках давление на стенку гильзы поршнём не существенное и можно вполне пренебрегать(честно скажу что даже не проверял смещена ось поршня или нет).Это не автомобильный двигатель.На всех автомобильных двигателях есть смещение оси поршня для того как Вы правильно говорите "уменьшение бокового давления"...а вот на мото двигателях нашего производства(от МТ Днепр или Урал)-смещения оси поршня нет...и всё работает(при переходе из НМТ в ВМТ стуков нет).
Ну я не знаю есть ли смещения оси пальца поршня в этих тяжах , хотя по логике должно быть то же, но когда мне на ремонт дали дэльту со стуком в моторе напоминающий стук коленвала, хотя ее хозяин не давно пересыпал моторчик под 110сс. Так оказалось что поршень был установлен не правильно. После разворота поршня, как говорят - мотор зашептал.
А по поводу длины самого шатуна, так в 50сс. и 110сс. они практически одинаковы ,разве что сам палец в 110 коленвале запрессован по мощнее. Увеличения хода поршня в 110сс. достигнуто за счет смещения самого пальца шатуна дальше от оси вращения коленвала. В Кирилла (циник) скорее всего в его моторе стоит коленвал как в 110 ,но с удлиненным шатуном ,здесь на форуме уже попадались такие. На таких коленах на шейке шатуна наносят число 110, на обыкновенном от 110сс . обозначено число 100, а вот от двигателя 72сс. колевал идет с меткой 70. Это я все к тому ,что в Кирилла хотя двигло и 110 кубовое, но с удлиненным шатуном , так как у него цилиндр по выше будет , а ход поршня такой же как и в обыкновенном 110 кубовом моторе. А значит за счет уменьшения вектора бокового давления поршня на стенку цилиндра(и снижения трение в этом месте), также уменьшен угол наклона удлиненного шатуна , что в свою очередь приведет к усилению вектора силы давления поршнем на КШМ.
Исходя из этого, в итоге при применении коленвала с удлиненным шатуном имеем меньший износ поршня и самого цилиндра, а также получаем некоторое прибавление мощности мотора.
Что касаемо максимальных оборотов при длинно-ходовом коленвале; да, они будут чуть меньше чем на коротко -ходовом. Замена стоковой 14-зубовой звезды на 15 зубовую ,решит этот нюанс . И еще, мы же не ездим на максимальных оборотах, так что этот минус не актуален.
С ув. Академик.