Часто при поездке на мопеде я забываю выключать указатели поворотов. На приборной панели есть контрольные лампы, но при ярком солнечном свете их практически не видно. Включенный надолго поворотник может стать причиной аварии. Решил купить бипер в автомагазине. Многие их себе уже установили. Но вдруг оказалось, что у нас он стоит 40 грн. На мой взгляд, слишком расточительно для такой мелочи. Решил соорудить пищалку самостоятельно, благо начальные навыки пайки у меня есть. Перебрал кучу схем из интернета и радиолюбительской литературы. Некоторые собирал и испытывал. Получается либо громоздко, либо тихо, либо звук отвратительной тональности. Кроме того, хотелось не покупать никаких радиодеталей, а воспользоваться бросовыми, которые валяются в гараже с незапяматных времен. В итоге соорудил с небольшими доработками такой звуковой генератор:
Все детали были извлечены из старого транзисторного приемника "Альпинист". Вместо транзистора Т1 подойдет любой из серии МП39-МП42 с любым буквенным индексом. Вместо Т2 можно установить любой из ряда МП35-МП38. Громкость работы вполне достаточна для озвучивания поворотников при работе двигателя и посторонних шумах.
Если кто-нибудь решится повторить и возникнут вопросы - прошу пожаловать. Отвечу всем.
Как вариант, можно просто использовать динамик со стальной мембраной по типу телефонного, подключив его параллельно лампе на приборке. Он будет тикать - мне это кажется приятнее, чем писк.
Можно подобрать громко тикающее автомобильное реле.
Собственно, у меня так и сделали япошки - поворотник сопровождают громкие звонкие щелчки.
Оказалось, что у компьютерной пищалки есть резонансная частота, на которой она пищит очень громко. Пришлось добавить в схему еще один конденсатор, который смещает частоту звучания и увеличивает положительную обратную связь. Теперь схема выглядит так, как на рисунке. Так как ни фольгированного тескстолита, ни раствора для травления у меня нет, то приступил к сборке макетной платы. Выложу фотографию результата.
Вот доделал конструкцию. В качестве платы использовал кусок картона от упаковки. Отверстия проделал шилом, соединения выполнил одножильным проводом. В последний момент вспомнил, что в моем мопеде 2 лампочки контроля поворотов (отдельно налево и направо). Удачно вспомнил. Выковырял из какой-то платы 2 выпрямительных диода и добавил их на макетную плату. Не претендуя на митиатюрность и оригинальность, добивался того, чтобы все устройство поместилось в спичечном коробке. Итог работы на фотографии. Осталось залить силиконом для герметизации и подключить.
Респект Вам и +1!Присоединяю и "свою" версию пищалки,громкость отличная + регулировка частоты по "вкусу".Было изготовлено 4ре штуки,работают отлично.
http://roadcontrol.org.ua
Предлагаемая схема выдает несколько звуковых сигналов на одно горение контрольной лампы.
Схема не нова: два генератора, собранных на МС К561ЛА7, один из которых управляет другим. Генератор длинных импульсов - DD1.1 и DD1.2, звуковых колебаний - DD1.3 и DD1.4. Пьезоэлектрический излучатель BF1 включен несколько необычно для увеличения громкости звучания. Если левый вывод BF1 соединить с общим проводом, то громкость звучания существенно понизится.
Пищалка подключается к контрольным лампочкам указателя направления поворотов (если она одна, то диод VD3 не нужен).
ДЕТАЛИ: Резисторы и конденсаторы любые. Вместо МС К567ЛА7 подойдет К564ЛА7, К176ЛА7. Вместо BF1 можно установить ЗП1 - ЗП3, ЗП22 (у меня стоит от китайской игрушки). Стабилитрон VD1 любой на напряжение 7-10 В (подобрав ограничительный резистор).
НАЛАЖИВАНИЕ заключается в подборе С1 для изменения количества сигналов за время горения контрольной лампочки указателя поворотов, а С2 - тональность звучания. Также тон и громкость можно изменить при помощи R3. Совет: Сначала приклейте излучатель, а потом уже настраивайте звук.
В виду простоты конструкции схема была собрана на монтажной плате, помещенной в коробочку от наручных часов, к верхней крышки которой был приклеен излучатель.
Оно то да, но зачем городить схемы, когда есть готовые решения? Странно.
В прошлом году в мопеде навернулась релюха поворотов, в продаже были двух типов - обычная (20 грн), с пищалкой (30 грн). Естественно взял с пищалкой. Теперь на лампочки, повторители поворотов вообще не смотрю - все отлично слышно. Единственное, что сделал, в щелочку, откуда с релюхи идет звук, всунул кусочек поролона, чтобы уменьшить громкость.
А тем, кому жалко тратьть деньги на готовую релюху с пищалкой, в продаже навалом 12 вольтовых пищалок (3 грн) (фото).
Достаточно подключить ее параллельно штатной релюхе поворотов и всё.
Вірим в Бога та Збройні Сили України!!!
Еще одна конструкция звукового повторителя поворотов, это уже на пьезокерамическом излучателе. Взято с форума по другим типам мото (по-моему, ссылки постить нельзя по правилам форума).
Сам генератор очень простой. Детали автор выдрал из сгоревшего блока бесперебойного питания, хотя, по его же утверждению, их можно купить на радиорынке и стоят они копейки. Схема и внешний вид устройства приложены.
Человеческое ухо наиболее воприимчиво к звукам с частотой 1 - 1,5 кГц. Соответственно и пищалки изготавливаются под эту частоту. Если нет звукового генератора, то самостоятельно определить резонансную частоту затруднительно. Но можешь вопользоваться указанными данными. Моя пищалка просто взвыла на частоте 1300 Гц. Я так и оставил. Боюсь, прийдется заклеивать отверстие скотчем - слишком уж громко вышло.
0,01 мкФ = 10 нФ = 10 000 пФ, аналогично 0,033 мкФ = 33 нФ = 33 000 пФ
В своей пищалке я подбором нашел резонансную частоту. А вообще-то саму пищалку подключал к звуковому генератору и плавно менял частоту. При приближении к 1000 Гц громкость резко начала расти. От 1000 до 1500 она была приблизительно одинаковой, а выше по частоте начала затухать.
При подключении дополнительного конденсатора схема не может перестать работать, если только короткозамкнутый конденсатор, то тогда генерация может срываться. Конденсатор С2 я подбирал на включенном генераторе, просто касаясь выводами нужных проводов в навесном монтаже.
Змінено: 22.07.2009 р., YNG
Возвращаясь к посту 13, спаял схемку работает нормально, но хотелось бы увеличить мощность звука. Как это сделать? Может какой то усилитель примудохать, и как? Помогите пожалуйста.
Не розумію для чого так мучитися, якщо готова релюшка з пищалкою коштує 20 грн
Гучність на ній регулюється кусочком вати
Заснування Москви було найбільшою геокатастрофою нашої ери
Кто-нибудь делал задержку начала работы пищалки? Собственно, сигнализация нужна когда забыл выключить поворот, а так немного напрягает.
Змінено: 09.10.2014 р., PVP
а нужно ли такое устройство?
мне оно кажется излишним... реле клацает, лампочка мигает... лишний звук отвлекает...
А вот еще темка:
для "индикации" работы поворотов прикрутить к рулю под пластиком маленький моторчик с эксцентриком (типа вибратор).