На своем многолетнем опыте использования ЖПС, я убедился, что, при работе навигатора более чем с 6 спутниками, он практически не ошибается. На большинстве машин, на которых стоит заводская резина, проехав порядка 50-100 км данные одометров ЖПС и машины отличаются не более 200м, это если дорога не горная, так как большинство навигационных программ не учитывают рельеф местности. Зато спидометры на подавляюшем большинстве машин показывают на 5-10 км/ч больше, видимо такая их настройка с завода.
Для того, чтоб получить нормальную точность надо, чтоб навигатор работал с как можно большим количеством спутников (не меньше 4) равномерно распределенными по горизонту, иначе он будет показывать всякие маразмы. В городах возможно отражение сигналов спутников от стен зданий, что тоже сильно снижает точность, иногда можна даже "перепрыгнуть" на паралельную улицу
Так, что если есть желания проводить тесты и замеры нужно выехать куда нибудь на трассу, включить навигатор, подождать несколько минут дабы он скачал "свеженький" атлас и эферемиды (кому интересно почитайте в инете про холодный и горячий старт навигаторов), убедиться, что он принимает сигналы от большинства спутников и они равномерно расположены по горизонту. Только после этого можна говорить о точности в 1-2 км/ч.
Кому интересно читайте дальше, попытають доступно описать принцип работы ЖПС.
Для начала небольшой ликбез.
Что такое ЖПС? Большинство назывет этим словом конкретное устройство с установленной на него какой-либо навигационной программой. Двайте для удобства понимания поделим этот самый ЖПС на две половины: аппаратную и програмную.
Аппаратная часть, по сути это высокочуствительный приемник, который занимается приемом сигналов со спутников и передачей их программе, зачастую через аппаратный или виртуальный компорт. Они делятся на обычные (12 канальные) и професиональные (22 канала), это число показывает с каким максимальным количеством спутников одновременно может он работать. Обычные приемники при работе с 6-8 спутниками редко дают точность более 3-5 метров. О професиональных сейчас говорить не будем, так как все,ч то у нас продается по доступным ценам построено на базе 12 канальных приемников.
Терерь самое интересное. ЖПС спутники ЛЕТАЮТ, а не висят на геостационарных орбитах, и раз в секунду передают сигнал. Для простоты будем считать, что эти сигналы состоят из кода спутника (надо ж как-то знать какому именно спутнику принадлежит этот сигнал и его орбиты (атласа) полета (типа координаты куда он летит). Эти сигналы с приемника получает навигационная програма и обрабатывает их. Как известно, скорость распространения электромагнитной волны постоянна в конкретной среде. Зная по атласу где находится конкретный спутник и время прихода сигнала от него, можно вычислить задежку прихода сигнала от него до навигатора и, соответственно, вычислить свое (навигатора) местоположение. Для этого нужно иметь сигналы минимум с 3-х спутников, так как ни один из простых навигаторов не имеет собственных атомных часов и, соответственно, не может знать, в какой именно момент спутник отправил сигнал. Таким образом строится система уравнений. Количество уравнений соответствует количеству спутников, с которыми работает программа.
Непонятно? Счас я попытають объяснить этот принцип на плоскости. Возьмите лист бумаги и поставте на нем точку - это будет спутник, возьмите циркуль и нарисуйте окружность произвольного радиуса. Растояние от точки до окружности и будет растоянием от спутника до навигатора. Но, при этом навигатор может находиться в любой точке окружности и он будет принимать абсолютно одинаковый сигнал. Такая точность нас конечно же не устраивает. Берем ставим еще одну точку и рисуем окружность так, чтоб она пересекала уже нарисованную в двух точках. Теперь получается, что навигатор принимает сигналы от двух спутников, и в этом случае (с условием неизменности принимаемых сигналов) навигатор может находиться только в двух точках на пересечениии окружностей (если он "уйдет" с какой либо окружности - изменится сигнал). Это уже лучше, но все равно не однозначно. Теперь ставим где-нибудь третью точку, измеряем растояние от нее до одного из пересечения двух уже нарисованных окружностей и этим радиусом рисуем окружность от третьей точки. Что у нас получилось: три точки (спутника), три окружности и только одна точка в которой они все одновременно пересекаются - это и есть наше искомое положение. Теперь соедините спутники линиями - получится треугольник, а теперь проведите линии от спутников до точки нашего местоположения - получатся бисетриссы. Это на проскости - в пространстве вместо окружностей сферы, а остальное тоже самое. Программа решая систему уравнений даного треугольника и определяет наше местоположение относительно спутников, заметьте, в данном случае нам даже не важно где они находятся - мы знаем где мы относительни них (спутников). А так как каждый спутник постоянно передает свои координаты мы легко узнаем свое местоположение.
Теперь вернемся в программе. Каждая программа работает с дробными цифрами до определенного знака. Для наглядности возмите калькулятор и поделите, допустим, 12 на 11. Результат имеет период, тоесть количество цифр после запятой, если попытаться записать результат точно равно бесконесчности. Таким образом программа вынуждена округлять полученный результат, отсюда появляется погрешность и с чем большим количеством спутников она работает, тем точнее полученный результат. Те кто наблюдал показания ЖПС, замечал цифры там постоянно прыгают, это и есть неточность решения уравнений. Кроме этого есть погрешность и самого приемника, и отражения сигналов от зданий, и уход спутников с заданной орбиры. Программы типа ИГО, Навитела (за Гармин не знаю, не пользовался) сами умеют показывать точность вычислений прямо в метрах, можете посмотреть на вкладке с раскладкой спутников (для ИГО) и на странице приборов (для Навитела).
Для получения точного результата надо усреднить данные за последние несколько секунд.
Теперь немного о самих данных. Спутники передают, как я уже отмечал, ТОЛЬКО атлас и свой код, все остальное - положение в пространстве, километраж, скорость, ускорение и т.д. вычисляет сама навигационная программа. Поскольку программ существует много, методик вычисления тоже немеряно, то и результаты можно получить разные.
А теперь для тех, кто хочет узнать реальную точность своего прибора. Забиваете на огороде колышек. Отключаете в навигаторе "притягивать к дорогам", чтоб точка на экране соответствовала вашему реальноме местоположению. Оставляете навигатор возле этого колышка минут на 10-15, за это время он "выжмет" из спутников все, что можна. Далее увеличивете маштаб до максимума и ставите путевую точку прамо на позиции, что показывает навигатор. Повторяем процедуру через сутки: опппа... - а та точка, что вы поставили вчера "убежала" на несколько метров, ставим еще одну точку. Так повторяем пока не наберется с десяток точет, но не чаще раза в сутки, это для того, чтобы спутники переместились в пространстве. Если все ваши точки вписываются в радиус до 3 м - поздраляю вам повезло - вашему навигатору можна верить на 100%. Ну и соответственно, чем больше разброс, тем хуже точность.