Твердый или достаточно мягкий мотошлем?
Уже лет 40, как мотошлем обязателен по закону во многих странах, но часто решающим моментом при выборе является не столько уровень защиты, сколько оригинальный вид или раскраска. Однако в первую очередь при выборе мото шлема нужно обращать внимание на его способность как можно больше поглощать энергию удара, чтобы не доставалось голове. А для этого мото шлем должен правильно деформироваться и даже частично разрушаться при ударе. Энергия удара, которая не достигает головы, фактически уничтожает мотошлем. При этом один мощный направленный удар делится мотошлемом на несколько рассеянных и более слабых.
Итак, мы решили узнать, как проектируются и изготавливаются мотошлемы, чтобы помочь вам в правильной оценке при выборе и покупке мотошлема. Мотошлем состоит из двух оболочек, изготовленных из разных материалов и выполняющих разные функции. Объединённые в процессе изготовления, они должны распределять энергию удара на максимальную площадь и одновременно поглощать её.
Как поведет себя мото шлем при ударе?
Виртуальная модель состоит из множества базовых элементов. После крэш-теста мотошлема можно детально наблюдать деформацию наружной оболочки и внутреннего демпфирующего слоя из пенопласта.
Наружная оболочка мото шлема - жёсткая скорлупа, изготовленная из разных материалов (термопластов или композитов). Из термопластов чаще всего используется ABS (дешёвый, эластичный, но требует несколько большей толщины материала) или поликарбонат (более дорогой, прочный, допускающий меньшую толщину материала), или их различные смеси с промежуточными характеристиками. Для композитных материалов используются волокна и ткани различного типа: стеклоткань, кевлар, карбон, которые иногда армируются металлической сеткой. Второй компонент композита - это связующий материал: ткань может быть предварительно им пропитана, он может быть нанесен вручную или автоматически. В качестве связующего используются полиуретановые, эпоксидные смолы или термопластики с различными присадками. Связующие материалы определяют характеристики готового изделия примерно на 10%. Их выбор зависит от баланса функциональности, цены, технологии производства и условий эксплуатации.
Различия между композитной и термопластиковой оболочками - в цене, в весе изделия и объёмах производства. Оболочки мотошлемов из термопластиков штампуются под давлением в литьевые формы, которые весьма дороги. Оболочки из композитных материалов мото-шлемов изготавливаются по матрице, которая гораздо дешевле. Однако процессы в основном выполняются вручную, и стоимость исходных материалов гораздо выше. К тому же объёмы производства меньше, это тоже определяет более высокую цену изделия из композита.
Внутренний слой мотошлема изготавливается, как правило, из пенопласта с добавлением различных присадок. Он может быть постоянной или переменной плотности, иногда состоит из нескольких частей. Задача внутреннего слоя -демпфирование резких перегрузок. Процесс проектирования нового мото шлема начинается, прежде всего, с выбора материалов и определения сектора рынка, на который будет ориентирован продукт. Сначала делаются эскизы, затем наступает фаза моделирования в пластилине. По готовой модели делаются геометрические обмеры, по которым изготавливаются штампы.
Этот традиционный способ весьма рискованный, тут всё зависит только от производственного опыта, позволяющего «на глаз» оценить форму, выбрать необходимую толщину материала, чтобы мото шлем грамотно исполнил свои функции. Преимущество этого метода в том, что он позволяет с самого начала процесса работать с реальной физической моделью.
Одна модель мото шлема и два года на его проект
Чтобы лучше понять современный компьютеризированный процесс проектирования мото шлема, мы посетим предприятие Omega в Тортоне, которое является частью Итало-Испанской промышленной группы, имеющей производство также в Восточной Европе и Азии.
Тестирование мотошлема на удар о бордюрный камень
Анализ поведения математической модели, состоящей из тысяч базовых элементов. Элемент серого цвета симулирует бордюрный камень. Для поглощения энергии удара имеют значение не только деформация и смещение элементов, но и перенаправление ударной волны в другие зоны мото шлема.
Итальянское отделение группы занимается проектированием мото и вело шлемов. Проектирование ведется не только по внутреннему заданию компании, но и по заказу для других производителей. В Тортоне находится оборудование и лаборатории для проектирования и проведения всевозможных тестов готовой продукции. Там же проводится официальная сертификация и омологация мото-шлемов.
Зона удара мотошлема
Слева - внутренности мото шлема. Вверху - распространение ударной волны при боковом ударе: зона подбородка также участвует в поглощении энергии, хотя и находится на расстоянии от точки удара.
Компьютерное проектирование нового мотошлема традиционно начинается с эскизов на бумаге. После выбора подходящих вариантов переходят к математическому моделированию. В 30-программах в короткое время строят математическую модель - форму будущего мотошлема. На экране он выглядит вполне реалистично, уже на этом этапе его можно подробно визуализировать со всеми деталями и отверстиями, вплоть до наклеек, уплотнителей и вариантов раскраски. Затем модель-форма мотошлема превращается в законченный трёхмерный объект со всеми деталями.
Материалы для мотошлемов
Стекловолокно, карбон, кевлар: слева заготовки мото шлемов из стекловолокна и полиэфирной смолы, слева вверху - из чистого карбона с эпоксидной смолой.
Программы, используемые для моделирования, применяются также в аэрокосмической области и в автомобилестроении. Однако в авиации хоть и используются похожие композиты, продукция не рассчитана на выживание при авариях. Соответственно от материалов не требуется заданного поведения при разнонаправленных механических нагрузках. В автомобилестроении, напротив, применяют структуры из однородных материалов, предварительно подвергнутых формованию из пластин. Там всё подчинено одной цели: поглотить и распределить энергию удара путём запрограммированной деформации структуры. Перед проектировщиками мото-шлема стоит непростая задача: в объёме гораздо меньшем, чем у автомобиля, создать зоны программируемой деформации, позволяющие обеспечить высокий уровень безопасности при столкновении. Однако использование «автомобильных» материалов и технологий здесь невозможно по причине жёстких требований к весу изделия - мотошлем придётся носить на голове.
Повреждение мотошлема есть, даже если его не видно
Изображение разреза материала оболочки с сотовой структурой под микроскопом до и после ударного теста. Снаружи кажется, что материал только поцарапан, внутри же видны значительные повреждения. В этом месте прочность оболочки снижена. Мотошлем - ведь одноразовая!
Программы, в которых проектируется мотошлем, учитывают свойства и механические характеристики материалов, которые предполагается использовать. В них заранее вводятся статические параметры (эластичность и сопротивление изгибу, сжатию и разрыву) и динамические (удар). Виртуальные материалы с заданными определёнными свойствами позволяют перейти от эстетической трёхмерной модели-формы к реалистичной модели будущего шлема. Вся структура виртуального мото шлема состоит из маленьких элементов, соединённых между собой и образующих сетку. Для проведения виртуальных крэш-тестов симулируются условия, аналогичные испытаниям при омологации.
Изображение материалов внешней оболочки различной плотности. ABS (внизу) и поликарбонат (сверху) реагируют на удар по-разному.
Виртуальный мотошлем надевают на виртуальную голову с определёнными размерами и весом и затем виртуально бьют, заставляют падать и роняют на него виртуальные наковальни заданной формы. Во время этих испытаний может возникнуть необходимость изменить форму или размеры оболочки, и в этот период дизайнерам и испытателям приходится работать в тесном контакте.
Когда модель станет удовлетворять требованиям виртуальных тестов, начинается изготовление прототипа мотошлема. По параметрам виртуальной модели при помощи лазера спекается порошок из нейлона и стекловолокна, и синтезируется наружная оболочка (технология трёхмерного «выращивания» объекта - прим. перев.), внутренний слой изготавливается фрезерованием из пенопласта. Прототип необходим для оценки эстетических качеств будущего мотошлема. На эстетическую проработку требуется от двух до 24-х месяцев (этот срок зависит от взыскательности и требовательности производителя), следующие три-четыре месяца необходимо выделить для математических расчётов, затем ещё два-три месяца занимает изготовление штампов для оболочки и внутреннего слоя из пенопласта. После тестирования первых образцов ещё один-два месяца уходит на ликвидацию просчётов и ошибок, которые неизбежны при проектировании. Корректно реализованная математическая модель мото шлема на 88% гарантирует соответствие промышленного образца результатам виртуальных тестов. При этом есть возможность симулировать любые деформации и повреждения всех элементов мотошлема, участвующих в поглощении удара, и их взаимодействие между собой. В расчётах обязательно учитываются возможные производственные погрешности, такие как непостоянная плотность пенопласта внутреннего слоя или смещения элементов друг относительно друга в процессе сборки, а также возможные вариации в дизайне изделия.
Характеристики мотошлема в промышленном исполнении должны соответствовать всем требованиям даже в наихудшем сочетании всех погрешностей и ошибок, которые неизбежно проявляются в производстве.
Источник: http://pride-u-bike.com
----------
О пользе шлемов (Частный опыт)
Человечество давно пыталось защитить свое тело и голову разными приспособлениями.
Были и удобные, были и просто чудовищные. Но сейчас хочу поговорить о приспособлениях,
защищающих голову- шлемах. Забавное изделие, в давнее время из чего только не изгота
вливающееся, кожа, кости, дерево, железо. Но цель была и есть- защищать хрупкую голову
владельца. Так и в современности мотоциклизма- шлемы стали более легкими, более прочными,
более карсивыми- вообщем на любой вкус, цвет, запах. Казалось бы что проще- купи и езди.
Свою езду без шлема помню только в далеком прошлом, когда хорошие шлемы стоили
запредельных денег, а бывшие советские изделия просто сгнили от старости. Так уже который
сезон провожу в каске. И так, суббота 11 сентября 2004 года, день. Рогожка решила поехать в
Софрино, на день рождения Гоблина, погода отличная-сухо, не жарко. Выехали тремя
мотоциклами, я на интрудере, Корж и Конкуренцией на волке, ДЕникин с молодой супругой на
чудо-чоппере. Проехали Садовое,проспект Мира, выходим за МКАд и попадаем в неэпическую
пробку. Конца-края не видно. Я ухожу первым между рядов, ох уж эта черезполосица в пробке,
тяжкое испытание даже для бывалого мотоциклиста. Проехали километра 2-3, 18
километр-макдональдс и еще какая-то дрянь, типа торговый центр. Слева длинный камаз,
впереди какая то иномарка, между ними просвет, достаточный для моего проезда. До иномарки
где то метров 7, скорость около 40, даю газ лечу к просвету и тут камаз дает вправо. Все.
Просвета нет. резко по тормозам. Вилку подламывает, падаю на левую сторону. Удар по голове,
все поплыло. Быстро прихожу в себя, вроде цел, только жутко болит левая нога придавленная
мотоциклом.В момент падения промелькнула мысль- если по мне идущие следом проеддуться -
то все, кранты. Но все вовремя остановились. Подбегают, глаза у всех выпучены- по тебе типа
камаз проехался.А мнеб мот с ноги сняли, болит ведь, кажется что перелом. Мот в конце концов
сняли, нога оказалась цела, спас мотобот.
Оnкатили к обочине, поставили. Сижу, жду своих. Состояние- зайчики перед глазами, все плывет.
Вообщем, подъехали наши,отосолали нафиг гайцов-ни номеров ничего более я не запомнил.
Все оформление ДТП было просто лишним.Бойцы мот откатили, вызвали командора-все, меня
эвакуировали. Счасливый миг-ложусь в свою теплую постель. Из поврежедний себя- сотрясение
средней тяжести, выбил большой палец правой руки, ушиб левого плеча, ушиб левой голени.
Мот- мят бак, погнута левая водителькая подножка, сломан рычаг сцепления.
Позже был проведен анализ падения. Так вот, когда я упал моя голова оказалась где то на
треть под колесами камаза, удар пришелся на затылок и голова была выдавлена или выбита из
под колеса. Еслиб не было шлема- то минимум скальпированная рана затылка, перелом лицевых
костей. Максимум - раздавленная голова. Так вот, дорогие мои коллеги выпендрежники ездящие
без шлемов. Подумайте, оцените свою тягу к жизни. Ни в коем разе не поверю фразе денег нет-
всегда у друга можно найти его старый шлем. Не снимайте его в дороге, ведь не зря об этом
пишут в ПДД, кричат на всех сайтах, пишут во всех журналах. Поверьте- раздавленная голова не
самое эстетичное зрелище в этом мире, не самое нужное вам, вашим близким и друзьям. И
только благодаря "ненавистной кастрюльке" я, через 4 дня вышел на работу и написал вам
эти строки.
Ровных дорог и хороших встреч, друзья.
Фото в тему:
Источник: http://www.biker.ru
уф
Змінено: 08.05.2009 р., grom12
А кто как стирает невынимающиеся внутренности шлема. Особенно в районе лба, где в жару часто намокает пОтом.
если подкладка не снимаеться, то есть специальные средства для чистки внутреностей шлема, спреи. Можно заказать через люис у них в каталоге есть, стоит примерно 5-10 евро
А я просто юзаю подшлемник. Его стирать гораздо проще, чем подкладку шлема, да и удобнее с ним.
Натуральные украинская косметика, моющие средства, биодобавки. Компьютерная диагностика организма.
http://www.mynewlife.com.ua
Как выбрать шлем
Шлем для мотоциклиста - предмет первой необходимости. Он не только оберегает кошелек от штрафов, но и защищает голову в сложной дорожной ситуации.
Разброс цен на "котелки" впечатляющий, причем даже в рамках модельного ряда отдельно взятого изготовителя. При покупке лучше ориентироваться не на марку, а на ценник: как правило, чем больше обозначенная в нем цифра, тем лучше шлем. Только помните, что зависимость эта скорее геометрическая.
За $10-50 можно обзавестись либо неимоверно "бэушным" фирменным шлемом, либо самопальной отечественной конструкцией, использование которой опасно для вашего здоровья.
$50-150 стоят "интегралы", литые из пластмассы, и любые открытые шлемы. При аварии на скорости до 100 км/ч они трескаются, от 100 и больше раскалываются в хлам. Такие "каски" защищают от ГИБДД, непогоды и мух в глазах, как правило, имеют простейшую одноканальную вентиляцию и бьющееся стекло с трудоемким механизмом замены. Подкладка толстая и неуютная, к тому же быстро и необратимо сминается, увеличивая внутренний размер шлема. Вес "изделия" около полутора кг - длительная езда превращается в серьезное испытание для мышц шеи и спины.
От $150 начинаются шлемы, клееные из легких и прочных композитных материалов. Это значит, что черепная кость не сотрется об асфальт, даже если метров пятьдесят ехать по нему головой. Стекло двухслойное (не путать с двойным). Вентиляция двухканальная. Подкладка из гигроскопичных материалов, поддающихся стирке.
За $300 и более к уже перечисленному добавляются красивые раскраски, устойчивые к появлению царапин трехслойные стекла и трехканальная вентиляция. Также приходит съемная подкладка, резиновый "нос" (чтобы на стекло не дышать) и чехол для шлема в комплекте. Чехол действительно полезен: обидно ободрать нарядную раскраску, например, при перевозке под сеткой.
От $500 идут последние новинки технологии и дизайна, например, четырехканальная вентиляция с отрицательным давлением на вытяжке или супертонкая дышащая подкладка, которая снимается почти целиком. Стекло меняется за действительно "семь секунд". Капсула легкая, но не в ущерб прочности (т.е примерно 1,3 кг +/-100 гр, если меньше то это уже за счет толщины, а значит ударопрочности)
теперь о всяческих артефактах.
бывают шлемы за 700 у.е, весящие 1,6кг и с вопиюще плохим обзором (Simpson Bandit). бывают интегралы, весящие 900 гр и при этом стоящие 400 у.е (Shark Carbon). возможно купить топовый шой за 350 у.е, как это когда-то удалось мне. возможно в тринити отвалить 400 у.е за шлем с надписью Бомбардье, просто не зная что для этой суперкрутой фирмы шлемы делает лазер, и точно такой же с надписью Lazer в байкленде стоит 200. короче, возможны варианты.
теперь практические советы.
чем больше к шлему дают аксессуаров (запасные болты к механизму стекла, силиконовая смазка, нос, чехол, пленки на стекло, наклейки), тем он лучше (не берем те случаи, когда эти самые аксессуары зажал жадный дилер). поскольку каждый производитель по-своему именует материалы, из которых делает капсулу, ориентироваться лучше на количество каналов вентиляции. чем их больше, тем выше класс шлема (не путать каналы с воздухозаборниками, которых может быть больше, чем собственно вентиляционных отверстий в капсуле). Еще один косвенный признак качества - наличие фирменной книжечки с описанием шлема именно этой модели.
раскраска "гоночная реплика" добавляет примерно 50 у.е к стоимости. однотонная раскраска примерно 50 у.е. экономит. застежка "два кольца" надежнее, чем сложные пружинные замки, что было официально признано ведущими изготовителями. качественное стекло можно разогнуть в плоскость и оно вернется в исходную форму без трещин (верно ТОЛЬКО для еще неэксплуатированных стекол). съемная подкладка упростит стирку/сушку, что избавить вас от сытного человеческого духа внутри шлема.
цены на шлемы (как и все сезонные товары) колеблются в зависимости от времени года в пределах 25%. всегда можно продавить дилера на скидку. цена на топ-модели в год дебюта может доходить до 700 у.е. и к следующему сезону падать на треть.
Как примерять шлем.
Если вы можете снять надетый шлем одной рукой, значит он вам велик. Попросите померять на размер меньше.
Если надетый шлем при тряске головой вправо-влево стремится сохранять неподвижность и скользит по голове - он вам велик. Попросите померять на размер меньше.
Если шлем налез вам на голову, не снимается одной рукой, трясется синхронно с головой, и вы смогли проходить в нем безболезненно 10-15 минут - попросите померять на размер меньше - пока не найдете шлем наименьшего размера, налезающий вам на голову.
Между прокладкой и капсулой в шлемах есть слой пенопласта. Это пластичный материал, следственно сминается. Любой шлем разнашивается со временем, причем, чем он дешевле, тем сильнее раздается вширь. Учитывайте это при покупке.
Если у вас сложная география головы (шишки, треугольная голова, выдающиеся уши), в местах локальных неудобств на купленном шлеме можно немного промять пенопласт пальцем чтобы подогнать форму внутренностей шлема под рельеф головы.
Если вам "как-то неудобно" в шлеме или не нравится дизайн - поищите другой шлем. Фирм-производителей много, все модели немного отличаются и внутренне и снаружи, так что вы точно найдете тот, который вас на 100% устроит. Шлем служит долго, и неприятно будет через полгода продавать старый шлем из-за того, что вам в нем неудобно или не нравится цвет...
Автор статьи: Belka
Материал взят с сайта http://www.blackbird.ru
Купити звичайний шлем, а потім за $$ домовитись з художником, щоб він аерграфом його гарно розфарбував
В чем сила, брат?
2 такта - вот в чем сила!