Не стал я дожидаться ответа от редакции, выложу сюда.
Я проехал over 10 000 километров на своем Peugeot V-Clic, кому интересно - ниже изложены мои впечатления.
Поехали.
Всё началось с сюрприза: мой отец, всю свою жизнь считавший любые двухколесные мотосредства передвижения «нижней крышкой гроба», в один прекрасный вечер неожиданно положил передо мной несколько купюр и сказал:
- Я забираю твою Ямаху, а ты себе купи то, что тебе хочется.
В качестве предыстории – к тому времени я уж больше года как катался на старенькой, но весьма живой Yamaha Aprio, и катался бы, думаю, до сих пор – несмотря на то, что в ней было несколько весьма существенных, с моей точке зрения, минусов. Из них наиглавнейшим был – собственно размер скутера. При моем росте 190 см усаживаться на скутерок чисто японских габаритов – было неудобно. Зато быстро и относительно недорого. А тут – такая чудесная возможность решить свои проблемы! И я зарылся в поиск того, что бы мне хотелось – да так, чтоб не слишком поистратиться в деньгах.
Критерии выбора были следующими:
- цена до 1000 у.е.
- «чистокровных китайцев» не рассматриваем
- больше по размеру, чем моя «Ямаха»
- 4-тактный: увеличенный межремонтный пробег и уменьшенный, по сравнению с 2-тактниками, расход топлива и масла.
Среди последних пожеланий было «хочу новый». Оказалось, что выбор не так уж велик. И тут подвернулся рекламный баннер «МоторЛенд» на любимом форуме moto.com.ua, где старина KERK проводит немало познавательных минут… В предложенные деньги аккурат вписался V-Clic – и я сделал это…
Покупка.
Ближайший офис «Моторленд» находится в Киеве, а я живу в Одессе. Благо, есть интернет и мобильная связь: через сутки после отправки запроса я распечатал себе счет-фактуру для оплаты заказа в банке. Попутно созвонился с менеджером по продажам и уточнил некоторые детали: меня интересовало, чтоб скутер был черный (варианты красно- или сине-белого я отмел, как не подходящие мне по возрасту) и мне хотелось к нему «родной» кофр. Кофра такого не оказалось (и не могло, не выпускается), а цвет – оказался. И еще через несколько дней одна из компаний, предлагающая услуги грузоперевозок, выполниза мой скромный заказ: перевезти новый скутер с Киева в Одессу. Поехал забирать. Собственно, не поехал, а пошел: офис грузоперевозчика – соседний квартал. На складе – нечто, тщательно упакованное в полиэтилен. Аккуратненько распаковали вдвоем с грузчиком (я – бесплатно, он – за «на пиво») – и передо мной во всей красе это черное сияющее великолепие – мой скутер, мой Пыжик, новый, пахнущий пластиком, красавец. Спасибо перевозчикам: претензий нет. Внешне – без нареканий, внутри – всё на месте. Выкатываемся во двор. За мной сразу потянулись любопытствующие грузчики: всё-таки транспортные средства не каждый день перевозятся.
Знакомство.
На солнышке скутер понравился еще больше. С трудом (тяжелый!) поставил его на центральную подставку, вытащил два комплекта ключей из мешочка, подвешенного к рулю, открыл «унитаз» - тут оказалось много интересного. Во-первых, зеркала, которые я тут же стал вкручивать на штатные места. Прилагаемый комплект инструмента выглядит более чем убого – но прикрутить зеркала с его помощью удалось без проблем. «Убого» - это я не про ассортимент, он достаточен: несколько рожковых ключей, практически на все гайки скутера, универсальная отвертка с двусторонним жалом – крест/шлиц, плоскогубцы, свечной ключ-трубка и ключ-шестигранник. Его сфера применения – спойлер за сиденьем и тормозной диск переднего колеса. Не порадовало качество исполнения этого инструмента. Слишком легкий металл, слишком короткие ключи, слишком тонкая ручка отвертки: инструмент годится только для свежего крепежа; что-то сколько-нибудь прикипевшее или приржавевшее с его помощью не отодрать. И всё это упаковано в сомнительный такой полиэтиленовый чехольчик. Такой долго не выдержит… Кстати, выдержал до сих пор – но не потому что хорош, а потому что рядом теперь лежит тяжелая брезентовая сумка от садового инструмента, в которой упакован нормальный инструмент. А из штатного пригодился лишь свечной ключ.
Что еще – под сиденьем лежал чехол для сиденья, из тоненького-тонюсенького полиэтилена, на резиночке. Потом его украли, и я сделал подобный – только уже из тепличной пленки.
Осмотр продолжается: откручиваю маслозаливную горловину (ветошь припасена заранее) и проверяю масло. Оно прозрачно-чистое и его – по верхнюю метку. Зачет. Сажусь, жмурюсь, поворачиваю ключ и жму кнопку стартера. Пыжик завелся как из пушки – и, кстати, до сих пор так заводится, в любую погоду. Мотор работает очень ровно и тихо, в сравнении с моей Ямахой. Отдам должное «Моторленду» - машину явно подготовили к продаже; ничего не регулировал еще 3000 км, хотя к тому времени уже и масло несколько раз менял, и с трансмиссией было много приключений – но к мотору и креплению узлов нареканий не было. Стрелка указателя уровня топлива показывает, что бензин уже давно кончился – но заправка в двух шагах: значит, нам туда. Попрощавшись с ребятами-грузчиками и не в силах что-то изменить в своей довольной роже – выкатываюсь.
Поехали.
…да, это вам не «япошка». Здоровенное, полноразмерное 2-местное сиденье, большая площадка под ногами, далеко разнесенные зеркала и «бублики» 3,5/10 – это совсем другой скутер. Комфорт: его оцениваешь только тогда, когда почувствуешь сам. Заправляемся «по гланды» - получилось больше шести литров и едем на работу, где коллеги сразу обступили меня с вопросами и с «дай проехать». Дал прокатиться по двору офиса тем, кто, как и я, на скутере каждый день. Всем понравилась посадка и мягкость, ну а динамику тут не потестишь: мало места. По дороге домой тестил уже самостоятельно. Ехать оно толком не едет: разгоняется скутик примерно как ВАЗовская «классика» с пенсионером за рулем, а максималка принудительно ограничена пятьюдесятью км/ч – впрочем, на второй тысяче эта проблема была устранена… Правда, толку от того было не много. Из замеченных неудобств – кстати, оно так и осталось неудобством, привыкнуть невозможно: слишком большой угол поворота рукоятки газа. Невозможно с нуля до максимума без перехвата – и чтоб так и ехать.
Первая тысяча.
Постепенно привыкаю к степенности передвижения на четырехтактном полтиннике; это дается с трудом, особенно в условиях утреннего часа «пик», когда нужно быстро уйти с перекрестка – а получается, что, «прошив» всю пробку вдоль бордюра или в междурядье – я потом мешаю всему оставшемуся сзади первому ряду… Поначалу досаждало сильно, потом как-то привык, хотя ощущение того, что сзади едущие авто не привыкли – досаждает и по сей день. На пятистах километрах сменил масло – залил «минералку» из недорогих; на тысяче – еще одна замена с промывкой всего и вся – теперь уже «синтетика», из подороже. Опилок в слитом масле не обнаружено – и то хлеб. Чтоб к теме масла не возвращаться – следюущую замену выполнил на 2500 км, потом – на 5000 и на «десятке». На десяти тысячах был удивлен: уровень масла здорово упал; скутер его ест, хоть и новый. Теперь взял за правило регулярно смотреть и доливать по чуть-чуть. А менять буду раз в десять тысяч. Три девятки на одометре – первая тысяча позади, можно снимать «глушилки».
От двух до пяти.
Домашние способы не прошли: для откручивания гайки ведущего шкива вариатора пришлось ехать на СТО и просить поюзать пневмогайковерт. Снял упорную пластину (тот еще гембель; пластина прикручена тремя болтиками «на семь», такого ключа у меня отродясь не было, а прикручена на совесть) и, после телефонной консультации с «Моторлендом» плюс внимательного изучения соответствующих тем в интернете – отключил ограничитель в коммутаторе. Первое впечатление порадовало: скут может ехать быстрее и разгоняться лучше. И тут же появилась какая-то посторонняя вибрация, ощущаемая в диапазоне скоростей 55-58 км/ч. Начал искать. Ничего интересного не обнаружив, отправился в сервис «АльфаМото» - на моем скутере стоит 139QMB – обычный китайский четырехтактный силовой агрегат, которые там знают и должны уметь починить. В результате визита на указанное СТО на форуме их официального сайта я написал такое, что обслуживающего мой Пыжик механика едва не уволили – да и было за что. Говоря коротко, я приехал туда с жалобой на вибрацию, а уехал с той же вибрацией, вконец испорченной динамикой разгона и течью масла из редуктора. В очередной раз убедился, что надо всё делать или своими, или, хотя бы, неслучайными руками. После предъявления претензий мне было сказано, что сальник редуктора дал течь и его заменили; что ролики вариаторы у меня были нестандартного веса и их заменили, и что для устранения вибрации надо… менять коленвал.
Домой возвращался в нехорошем настроении, ругая себя на чем свет стоит: за тысячу долларов вполне можно было взять полутораместную Хонду-полтинник, в идеальном состоянии, с которой таких проблем и близко не было бы. Но возвращался я уже затемно, к тому же – по загородной трассе… И снова влюбился в свой Пыжик. А дело всё в его фаре. После японцев с их «сигнальными фонарями» впереди и сзади ехать на европейском (как бы) скутере – это настоящее наслаждение; особенно мне нравилось, когда встречные ато «моргали» прося переключить мой дальний на ближний. И таки было чего переключать. Свет – на твердую пятерку, и не подводил ни разу. Хотя в-целом электрочасть мне не понравилась. Однажды утром скутер тупо не завелся: ни с кнопки, ни с кика. Причина была банальная: я привык зажимать при запуске левый рычаг тормоза – а у него появилась проблема с кнопкой включения «Стопа» - скутер и не заводится. Завел, зажав правый рычаг, а вечером взялся за ремонт. Там контактная группа – несколько жестяных полосочек и пружинка, упрятанные в трубочке габаритов колпачка шариковой ручки. При разборке пружинка «стрельнула» неведомо куда, пришлось ее заменить кусочком пружинки от уже настоящей шариковой ручки; чуток почистить и подогнуть контакты – работает по сей день.
На следующий день начал разбирать всю трансмиссию: исправлять плоды праведных трудов специалистов «АльфаМото». Поставил фирменные (KOSO) ролики по 5,5 г, «родной» ремень (на СТО его тоже поменяли, поставили короче), полез в редуктор. Там выяснил следующее: протекший сальник первичного вала редуктора сидит в цилиндрическом отверстии – без упорного бортика. Видать, он немного «потел» и механик решил его осадить – это нормально, в качестве временной меры – если бортик есть. Но бортика не было, и стукни мастер чуть сильнее – сальник просто-напросто провалился бы в картер редуктора. А так – только потек. У меня уже был припасен ремкомплект; я полностью разобрал и промыл редуктор, и заменил злополучный сальник. Он ходит до сих пор, проблем с ним нет. Попутно я обнаружил, что подшипник первичного вала шумит и имеет ощутимый люфт. Вот откуда моя вибрация – решил я и озадачиллся поиском такого подшипника. Не тут-то было: размер у него нестандартный, найти не удалось. Причем, что интересно, в ответе «МоторЛенда» приведен другой, стандартный размер подшипника – а у меня как-то не так… Ладно, буду ехать сколько проеду: собираю всё назад.
Недолго музыка играла - не прошло и трех дней, как я встал на дороге с ужасным скрежетом: саморазобрался передний шкив вариатора. В полчаса собрал его назад, с сожалением глядя на некоторые явно искаженные детальки, и поехал дальше. Разлетевшийся по вариатору шкив наделал бед: за три недели я трижды менял слайдеры и в конце концов встал в сорока километрах от Одессы с порванным ремнем. Начал разбираться всерьез. Оказалось, удар нарушил геометрию внутренней легкосплавной втулки переднего шкива, а направляющие слайдеров выглядели как из-под трамвая.
Купил новый передний вариатор, заодно – новый задний, не родной – хондовский, и качественный ремень BANDO. На этом комплекте езжу по сей день; пора бы ремень профилактически поменять – но он так хорошо выглядит, что жалко менять. А в-целом – я сам себе злобный буратино, надо было получше закручивать гайки, когда варик собирал. Кстати, после замены заднего шкива пресловутая вибрация исчезла. Видать, там было биение какое-то.
Пять тысяч позади, вроде как от детских болезней я избавился и стал подумывать о замене ЦПГ на более тяжелую: сильно меня раззадоривали ребята на «китайцах» с такими же, на вид, моторами, которые меня обгоняют, еще и везя с собой подружку. А тут новые новости:
Регистрация.
Начитавшись и наслушавшись о мытарствах особо ярых законопослушных граждан, желающих получить номера первыми, я решил с этим делом обождать – ну а заодно придется обождать и с изменением своей кубатуры. Но очень хочется себе 90-кубовый комплект: не гонок ради, я уж не в тех летах – а чтобы чувствовать себя на равных с автотранспортом в городском потоке. Какая голова придумала ограничение в 50 «кубиков», хотел бы я знать. В Италии такое ограничение распространяется на мото с движками до 125 кубов – вот это правильно! Но как только получу номера – решил я – тут же покупаю в БегеМОТО тюнинг-комплект ЦПГ.
Облом.
Как-то мне стало неудобно ехать. Зажрался, что ли?... Нет, и правда неудобно: не чувствую дорогу, вихляю, с трудом ловлю равновесие – а вот оно что: у меня открутился руль! Рога как-то отдельно – вилка отдельно. Не то чтоб совсем – но люфт заметный и можно покрутить руль относительно колес на 5-10 градусов. Разбираю «морду» нахожу открутившийся стопорный винт и вкручиваю его назад с посадкой на гелевый суперклей. Там винт-«бочонок», никаких гроверов или контрагаек не придумаешь. А когда собирал на место пластик – да что такое? А вот что: у меня нарушена геометрия рамы. Эх, китайские мопеды… И зачем Пежо придумало себе такое?.. Да еще и я «повелся» на шильдик.
Так и катаюсь – с некоторым перекосом рамы скутера. Несмертельно – но отшибает желание вкладывать серьезные деньги в тюнинг. А ЦПГ, между прочим – это почти полторы тысячи гривен. Пока подумаю…
Щелкунчик.
Реле поворотов в скутере – одно удовольствие: работает четко и щелкает очень громко: там специальная мембрана имеется для усиления звука. А потом оно перестало работать на холостых оборотах или с включенным стоп-сигналом. Не хватает напряжения при отсутствии других внешних проявлений этой нехватки – значит, это у него внутри не хватает. Снова снимаю «клюв» и отсоединяю реле: надо почистить контакты. Не тут-то было: с одной стороны завальцовано, с другой стороны заклеено А как же чинить? А никак: покупай новое. А гарантия, что оно будет долговечнее? Нет, мы не ищем легких путей: вооружаюсь лобзиком и распиливаю корпус реле. Ремонт занял времени меньше, чем разборка и последующая сборка. Результат: «щелкунчик» работает, и к тому же он теперь у меня разборной.
На этом проблемы с электрочастью остались позади – и надо сказать, что мне хочется похвалить свою электрику. Прошедшая зима в Одессе была жуткая – таких морозов и снегов не было свыше 25 лет – а скутер зимовал под открытым небом. Но ничего не окислилось и аккумулятор у меня по-прежнему стоит «родной».
Семь тысяч над землей.
А у меня – семь тысяч на спидометре. Расход топлива давно установился в 2,5 литра на сотню и меня это очень радует, но не порадовало однажды встать прямо на дороге в условиях быстро темнеющего неба – ноябрь, вечер, туман. Ехал-ехал, чихнул и заглох. Крутить впустую стартером, даже не потрудившись поднять капот, меня отучили очень давно, еще когда я был заядлым автолюбителем – так что и тут я ничего впустую не крутил, а полез искать чего у меня не в порядке. Условия жутковатые, пришлось прокатить скутерок метров триста до более-менее безопасного местечка, а к тому времени совсем стемнело.
Свеча-искра были в порядке, полез искать «где мой бензин». Подача в карбюратор есть. А что в карбюраторе?.. Увидел: тонюсенькое уплотнительное колечко обогатителя порвалось. Видать, сосет оттуда свежий воздух и нарушает состав смеси – вот и гореть нечему. Намотал два витка изоленты вместо колечка и уехал домой. Подобное колечко так нигде купить и не смог, так что теперь использую герметик. В принципе он не очень-то бензостойкий – но на интервал от обслуживания до обслуживания карбюратора его хватает.
Зима была лютая, и ездить особо не приходилось – а весной я как только – так сразу. Уж слишком утомил меня общественный транспорт. Новая напасть: сильная вибрация при торможении передним тормозом. Она и раньше была заметна, буквально через каких-то две тысячи пробега, а тут – ну совсем уж никуда. Источник вибрации понятен: это «повело» тормозной диск, но причина в чем? Причина обычно в том, что въехал горячим диском в глубокую лужу. А я и не въезжал ни разу… Ладно, в магазинчике «АльфаМото» (опять «АльфаМото»!) покупаю такой же диск и меняю… наслаждался качественным торможением от силы километров пятьсот – и снова вибрация. Больше менять не буду – смысла-то. Ну и, конечно, больше не буду покупать китайские скутера, пусть даже они будут выпущены под именем Бугатти.
Чемоданное настроение.
Вместимость подседельного багажника на удивление невелика, особенно когда прикидываешь размеры самого седла: оно просто огромное, никогда не видел его на «полтинниках», сходных с моим V-Clic по габаритам. А реально в «унитаз» некуда вставить интеграл. Да и мало ли что еще перевезти надобно – короче говоря, я купил себе кофр. Размер присматривал – чтоб шлем помещался. До зимы я с ним откатался нормально, а после зимы асфальт растаял вместе со снегом – и на первой же пойманной задним колесом яме я оставил свой кофр. Фишка в том, что этому скутеру багажник не положен по штату: на его месте в стоке идет нечто средне между спойлером и ручками для пассажира. Причем, ни одну из функций сей девайс выполнять толком не в состоянии: как ручки оно неудобно, а как спойлер, учитывая скоростные характеристики скутера – бесполезно. Благо, что у моего Пыжика огромное количество китайских братьев-близнецов, и мне удалось незадорого приобрести багажник с аналога от компании «Скаймото». На него-то я и прицепил кофр: но учитывая что сиденье у меня длиннее, чем у китайских братьев – пришлось вешать кофр на самый краешек. Держался он не ахти – и в итоге упал. Второй кофр упал еще быстрее, и теперь я раздумываю: или купить корзинку на клюв, или отдать багажник сварщикам, чтоб удлинили его как-то.
Ну и надо упомянуть подрулевой «карман» - в него легко влетает двухлитровая пластиковая бутылка с пив… ой, минералкой с левой стороны рулевой колонки и литровая – с правой.
Оплата при посадке.
Зато о пассажировместимости есть пару добрых слов у меня. Поначалу моя любимая шарахалась от скутера, как от всякого двухколесного траспорта в-целом – но постепенно вошла во вкус. Всё ж лучше маршрутки. Не могу сказать, что ехать вдвоем прям суперкомфортно – но ехать можно, и «конец» в 50 км мы делали легко. Оно даже приятно по-своему, когда чувствуешь спиной грудь Любимой. Единственное «но» - чисто декоративные подножки для пассажира. Поставить на них ноги неудобно, совсем неудобно; выдвижных – не предусмотрено, и приходится пассажиру ехать в некотором напряге. В любом случае мой скутер легко оспаривает наши ПДД, которые считают, что «полтинник» может быть только одноместным. Мой – вполне двухместный. И это с учетом того что мой рост – 190, а рост Любимой – 180.
Свистелки и перделки.
Самая первая свистелка – это фирменный логотип от moto.com, полученный мной по почте: я гордо наклеил его на брызговик и любовно отмываю от дорожной пыли. Нравится мне ваш сайт, ребята и нравится возить вашу символику на скутере. Вторая свистелка шла в стоке и я от нее в таком восторге, что даже не представляю как без нее обходиться в случае пересадки на другой скутер: это штатно предусмотренная возможность «моргать» дальним светом. Использую гораздо чаще звукового сигнала. Еще одна стоковая фишка: кнопка остановки двигателя над кнопкой стартера. Учитывая, что скутер оборудован передним габаритным огнем, я ее переделал, и теперь она у меня управляет включением фары. Удобненько, экономит мне лампочку и немножко бензина: генератору меньше работы. Конечно, приобрел очень мощный тросовый замок: отличная конструкция, привязаться удобно и на душе спокойнее. Из желаемых: всё-таки пассажирские подножки и тюнинг-ЦПГ – только вот никак не решу для себя, насколько игра стоит свеч. Подножки надо хорошо укрепить – а как их укрепить на китайском железе? За 10000 км пробега уже потеряна геометрия – куда там еще подножки лепить… ЦПГ надо бы, ох как надо! – но опять же – насколько оно оправданно? Я не знаю, сколько еще пробегает этот скутер, весь он какой-то хлипенький: то тут поломалось, то там поломалось…
Итоги вышесказанного.
Ну вот, а теперь уж 12-я тысяча пошла. Полет продолжается, а насколько он нормален – надо попробовать что-то еще, чтоб говорить объективно. Но текущее мое настроение такое: если властям нашим будет достаточно моих прав с открытой категорией «В» - буду подумывать о двухтактном «полтиннике» с жидкостным охлаждением. Жаль только, среди них в-основном спорт-варианты, а мне б сумку с картошкой куда-то подвесить. А если всё-таки заставят платить денег за «А1» - то тогда уж сдам на «А» и куплю что-то посильнее.
Peugeot V-Clic – мои оценки по пятибалльной шкале:
Удобство управления – 4
Комфортность – 5
Грузовместимость – 3
Удобство для пассажира – 4
Динамика – 2
Экономичность – 5
Надежность – 1
Удобство в обслуживании – 4
Вот и всё, получилось три с половиной балла средней оценки… Но если быть честным – я оцениваю эту машинку на балл меньше. Не стоит она своих денег.
Доброго пути и свободного междурядья!
Змінено: 14.08.2010 р., KERK