Касательно России, осталось найти инфу по Украине.
В настоящее время о вашей организации довольно много информации, в частности, благодаря публикациям в журнале "Мото". Однако, несмотря на это, тема регистрации "самопалов" еще актуальна. Из СМИ и интернета можно узнать условия, при которых можно получить заключение от ОАО "МОТОПРОМ". Но многие самодельщики сомневаются в положительном решении по их конструкциям, так как не знают принципы по которым вы производите оценку мотоциклов.
Также плохо освещены требования к предоставляемым документам, на основании которых выносится заключение.
В связи с этим, мы задали некоторые вопросы непосредственно специалистам ОАО "МОТОПРОМ". Ответил нам инженер испытательного центра "МОТОДВС" С.Н.Панкратов.
Самодельщикам сомневающимся в конечных результатах своего творчества лучше не начинать этим заниматься.
Процедура легализации самостоятельно проведённых переделок (переоборудования) и самостоятельно изготовленных мотоциклов можете оказаться весьма затруднительной. Рассматривая вопросы "переделок" ГИБДД руководствуется Приказом № 1240 МВД РФ от 7 декабря 2000г., который определяет всю процедуру легализации.
Однако существует чиновник, который в зависимости от региона или даже подразделения имеет свой "специфический" подход к тем или иным действующим нормативным документам. К этому надо быть готовым.
Экспертиза "самоделок" проводится руководствуясь "Едиными методическими указаниями по экспертной оценке самодеятельной автомобильной и мотоциклетной техники", согласованной с ГИБДД, "Техническими требованиями к мотоциклам, мотороллерам, мокикам и мопедам, изготовленным в индивидуальном порядке" также согласованными с руководством ГИБДД.
- Какие основные требования и параметры должны быть учтены в конструкции?
Экспертиза как "самоделок" так и переоборудованных мотоциклов предусматривает в первую очередь проверку соответствия предоставленного образца требованиям обеспечивающим его безопасную эксплуатацию. Это требования в части торможения, органов управления, светотехники, экологии и др., в основном это требования Правил ЕЭК ООН принятых в РФ к прямому применению.
- Если проводятся какие-то расчеты (на прочность, жесткость и т.д.), то по каким методикам и где с ними можно ознакомиться?
- При необходимости проведение каких-либо расчётов они проводятся по принятым в машиностроении методам, специальных методик для мотоцикла нет. Однако следует заметить. что не имея специального образования лучше этим не заниматься, а поручить этот вопрос специалистам.
- Какие детали и агрегаты не могут подвергаться переделке?
- В принципе, возможна переделка любых деталей, узлов и агрегатов если это не ведёт к снижению их прочностных свойств и не нарушает требований предъявляемых к мотоциклу.
- Какие детали и агрегаты не могут устанавливаться на мотоцикл?
- При переоборудовании или самостоятельном изготовлении мототехники нельзя использовать узлы и агрегаты не прошедшие сертификации. (Приказ № 59 МВД РФ от 27 января 2003г.). Узлы, агрегаты и детали выпускаемой в РФ автомототехники проходят сертификацию в составе транспортного средства или отдельно как запасные части. Собирать целиком из запасных частей серийно выпускаемую мототехнику не разрешается.
- Есть ли примеры правильного оформления документов заявки на экспертизу и где с ними можно ознакомиться?
- Примером правильного оформления документов заявки на экспертизу, являются проведённые многочисленные экспертизы, выданные заключения и последующая регистрация транспортного средства в ГИБДД. С конкретными примерами можно ознакомиться в испытательном центре ОАО "МОТОПРОМ".
- На основании каких нормативных актов ГИБДД обязаны принять данные вашей экспертизы и зарегистрировать мотоцикл?
- Полномочия испытательного центра ОАО "МОТОПРОМ" ИЦ "МОТОДВС" системе сертификации определены и подтверждены Госстандартом России (Аттестат аккредитации № POCC RU.0001.22MT03).
- Если по данным экспертизы вынесено решение о допуске мотоцикла к регистрации в ГИБДД, то какими документами описывается конструкция? (рассказывают о случаях, когда отказывали в регистрации, ссылаясь на то, что проводилась экспертиза не того мотоцикла или не в той комплектации, которая указана в заключении)
- По результатам экспертизы выдаётся заключение о соответствии транспортного средства действующим нормативным документам и допуске его к эксплуатации в котором приводится описание конструкции и прилагается техническая характеристика транспортного средства. ГИБДД соответственно контролирует возможные подтасовки.
- Есть ли какие-то особенности в регистрации трайков, а также в требованиях к их конструкции?
- Экспертиза трёхколёсных транспортных средств категории L5 проводится обычным порядком, но проверяется в этом случае соответствие представленного ТС требованиям предъявляемым к этой категории ТС. Процедура экспертизы начинается с рассмотрения заявления автора, которое пишется в произвольной форме с приложением тех. характеристики ТС, фотографий, чертежей или как минимум эскизов переоборудованных или самостоятельно изготовленных узлов, агрегатов и деталей. Посмотрев заявление в каждом отдельном случае определяется объём и порядок проведения экспертизы, о чём сообщается заявителю.
Надеемся, что ответы на эти вопросы помогут многим самодельщикам легализовать свои мотоциклы и получить заветный талон техосмотра. И еще раз благодарим С.Н.Панкратова за полезную информацию и подробные ответы.
www.chopper-style.ru