Памяти Олега Рогова посвящается:
30 июня 2005 года бывалый мототурист Олег Рогов с напарником Валерой Васильевым отправились в авантюрное путешествие на скутерах по маршруту Тверь — Владивосток. Отправились без шумихи и долгих проводов. Парный трансроссийский скутпробег носил название ''Мост дружбы''. Девиз мотопробега — ''Мы едем к Тихому океану''. На скутерах, с объемом мотора которых всего 50 кубических сантиметров (Honda Lead 1992 года с пробегом 17500 км и Honda Lead 1987 года с пробегом 28000 км), ребята преодолели 10200 километров! Вот некоторые выдержки из письма о путешествии, присланного к нам в редакцию:
…На одной из горок Валеркин скутер заглох и отказался заводиться. После часа мороки выяснилось, что выдавило сальник коленвала со стороны вариатора. Дело в том, что посадочное место сальника на Honda Lead диаметром 31 мм. Не найдя туда “родного”, я установил сальник 30 мм через колечко-проставку. Поменять его несложно, но там есть такой хитрый венец стартера, так сидящий на конусе коленвала, что для него нужен специальный съемник. А где его взять? Мы для начала помучались, а потом приобрели в автомагазине китайский трехлапчатый съемник и.., нет, не сняли, а всего лишь погнули венец и изрядно забили резьбу. Венец приспособлен под две лапки, и трехлапчатым не подлезть, соответственно, ну ни как! Техническая мысль работает густо, идеи сыпятся как из рога изобилия, но венец так и остается на месте. А с ним и вероятность ночевки под забором. Ну, никак меня не устраивала эта перспектива! И я с тоски поехал опять в автомагазин, где мой рассеянный взгляд упал на длинный-длинный болт.
— Эврика!! — воскликнул я. Вот так мы при помощи молотка, забора, такой-то матери, коньяка и двух болтов во время дождя из китайского трехлапчатого съемника сделали съемник двухлапчатый и сняли венец! Дальше — дело техники. Правда, через пару дней его выдавило снова... Пришлось из консервной банки вырубить кольцо и поджать сальник. Хотя и возникла дилемма: что лучше — поставить новый, но меньшего диаметра, или старый, но с износом? Поставил старый, с шириной сработанной кромки в 1.5 мм! Больше до океана он нас не беспокоил, но съемник мы так и хранили всю дорогу…
…Под Уфой нас впервые остановил сотрудник ГИБДД. Капитан представился и спросил:
— Откуда?
— Из Твери.
— Куда?
— На Дальний Восток.
''Мы сумасшедшие'', — читает надпись на скутере, потом заявляет:
— Служил я там, делать там нечего, слишком влажно, постоянные дожди, ничего интересного, все сопки и сопки. Потом вдруг ни с того ни с сего:
— Дай прокатиться!..
…Дорога разбита, и здоровенные фуры очень медленно ползут. Едем медленно, мой скутер уже последнюю пару сотен километров странно увядает. Максималка упала до 45 км/ч, а расход бензина увеличился до 5 л/100 км. Вечером на стоянке провожу профилактику: перебираю вариатор, чищу фильтр и карбюратор. Утром выясняется, что все это бесполезно. Недолго думая, раскидываю поршневую прямо возле заправочного комплекса на окружной дороге города Ишима. Поршень китайского производства держится молодцом. А вот выхлопное отверстие в цилиндре забито нагаром полностью!!! Вот тебе и качество масла... Валерка долго отковыривал отверткой нагар. Как всегда, в этот момент пошел дождь и начался сильный ветер. Подошел разговорчивый водитель — дальнобойщик, дожидавшихся своих коллег. После расспросов поведал по секрету, что у него в кузове бочка с жидким кислородом. И если вдруг рванет, то все выгорит в районе двух с половиной километров. Потом подъехали его отставшие друзья, и вокруг нас стояли уже три фуры с тремя бочками кислорода. Радиус поражения существенно увеличился, а волосы на голове заметно поднялись…
…Дорога тряская, местами очень разбита. У Валерки из передней корзинки периодически вылетает котелок. Валерка мастерски ловит его на лету. Дырка на глушителе увеличивается, хомут уже ничего не перекрывает, надо варить сваркой. На Валеркином скутере отвалился глушитель вместе с куском картера. Я в шоке, Валерка в шоке. Вокруг никого, только дождь и раскисшая обочина. С ревом подбитого двухтактного бомбардировщика, пугая редких местных жителей, проезжаем еще 40 км. Сервисов нет, и сварки нет. Рядом ехать невозможно, отрываюсь значительно вперед, хоть чуть потише и не так закладывает уши. На лице Валерки полная английская невозмутимость. Уже поутру в Тюкалинске заехали в единственный автосервис со сваркой. Аргона нет, но зато есть полуавтомат. Однорукий сварщик обварил глушитель и содрал с нас по тройному тарифу. Видать, решил, что скутеристы — очень богатые люди…
…И куда было ехать? Если стояло два указателя: Новосибирск прямо и Новосибирск вправо? Рванули прямо, через какое-то время кончился асфальт. Тетя-оператор на бензоколонке радостно (с нами, путешественниками не соскучишься!) нам сообщила, что, мол, мы на старом тракте, что тут такое постоянно случается, и что, мол, недавно американцы на ''Харлеях'' точно так же блукали… Что делать? Не поворачивать же! Так и поехали через поля, по лесным дорогам…
…В Ояше путь преградила лошадь, обыкновенная лошадь, стоявшая посреди дороги и не желавшая никуда уходить. Вот и представьте себе картину, как многотонный грузовик с 500 ''лошадями'' под капотом протискивается по обочине, чтобы объехать эту, одну единственную! Вообще, животные были нашим бичом. Коровы и свиньи, быки и лошади, вальяжно стоявшие и лежавшие на проезжей части. Суслики и змеи, медведи и ежи, и даже бурундуки. Особенно один из них, что умудрился проскочить на полном ходу под днищем моего скутера! Не говоря уже о мошкаре, мухах и комарах, неотступно преследовавших нас всю дорогу…
…За Канском внезапно кончился асфальт, что стало для нас полной неожиданностью: по всем данным, он должен был кончиться только за Читой. Встреченные перегонщики на наш вопрос рассмеялись и сказали, что все еще только начинается…
…На следующий день встретили канадцев. Парня и девушку, улыбчивых до невозможности. Мы тоже заулыбались в ответ, когда узнали что они (представьте себе!), из Канады через Чукотку, Якутск и БАМ на великах едут обратно в Канаду!..
…Ударил ливень, и мы двигаемся в Иркутск очень медленно, а местами — даже на ощупь. Уже в полной темноте, не поняв толком указатели, немного поплутали по пригороду. Плохие ливневые стоки Иркутска, вкупе с плохим освещением, превращали мой скутер в гидроцикл, и я превращался в заядлого гидроциклиста, скользя по лужам и обдавая Валерку фонтанами брызг…
…Под Читой, на обочине, хлебом и майонезом обедал велосипедист. Он был черен как негр, и я издалека даже обманулся. Оказалось, что он из Ужгорода, и пытается достичь Владивостока. Но проблема со звездочками может заставить его отступиться от цели…
…На знаке “153 км” за Читой асфальт кончается, как отрезанный, и начинается настоящий off-road. Пыль стоит столбом, дорога имеет сложное географическое направление, а размер и хаотичность булыжников — как в японском саду камней. Пекло стоит такое, что не хочется останавливаться, а сиденье скутера накаляется так, что невозможно на него сесть без вероятности получить ожог “пятой точки”. Через 20 км попался немец на БМВ-оппозите. Для начала он нас поводил вокруг мотоцикла, тыкая пальцем и возмущаясь плохим ''русским'' дорогам: тут у него потекло, тут вот треснуло, здесь пробило, там загнуло, а это вообще отвалилось. Спросил, показывая на дорогу, мол, откуда и куда едем.
— Тверь — Владивосток.
— Твэр? Фладифосток? Синус? — Неуверенно спросил он.
— К Синусу, к Синусу, — утвердительно закивали мы.
— Я-я! Гуд! — Сказал он и тыкнул пальцем в скутера. — Ноу! Ноу роад! Плохой дорога!
— Дорога как дорога, — сказал я
— Риитэн Чита! Моув локомотив Хабаловск! Ноу, ноу роад! — Немец машет руками по направлению, откуда мы приехали.
— Нет! — Говорю я, — Только вперед, туда! И тычу пальцем в другую сторону.
— О, майнс гуд! Сайкэу мэн! — Забрызгал слюной немец.
Для пущей убедительности покрутил пальцем у виска, похлопал себя по лбу. Потом сел на свой мотоцикл и уехал…
…Двигаться стало невозможно: по колее автомобилями набита гребенка, трясет так, что приходиться скидывать скорость до минимальной. Подвеска отрабатывает хорошо, но маленькие колеса ловят любую неровность. Скорость упала до 20-25 км/час. Попробовал разогнаться сильнее, и чуть было не пробил острым камнем картер и не повредил генератор. Чтобы не потерять душевное равновесие от тряски, пыли и жары, представлял, как я еду по этой дороге на огромном Биг-футе. И это, знаете, очень даже помогало…
…Часа через два к вокзалу подъезжает увешанная кофрами Honda и у седока из-под шлема развевается белая борода.
— Иностранец! — догадывается Валерка, — и, скорее всего, немец.
Тот, недолго думая, заруливает на платформу, и мы тоже скромно ставим свои скутера рядом. Подходит милиция поинтересоваться, в чем дело. Иностранец, которого звали Гюнтер Шафт, немец 77 лет, недолго думая, достает свой паспорт, открывает странички с визами и начинает свое ''Гюнтер-шоу'', которое впоследствии мы наблюдали неоднократно.
— Ботсвана, Замбия, Испания, Португалия, Марокко… — страницы так и шелестят…
— Италия, Турция, Тунис, Ватикан, Греция… — Гюнтер хитро поглядывает.
— Румыния, Финляндия, Швеция, Польша, Египет…
В общем, Гюнтер был хитрец. Если у человека не хватало терпения (а паспорт был толст), просмотром этого паспорта все и заканчивалось. Ну, а если терпения вам было не занимать, то… в общем, я видел все восемь паспортов, муху из Африки и три головоломки…
…Весь следующий день был наполнен потоками щебенки и акробатическими этюдами. Проносящиеся мимо нас на высокой скорости перегонщики поднимали тучи пыли и обдавали нас потоком рикошетирующих камней. А если мы шли по коридору деревьев, пыль там не оседала совсем, и видимость падала до 5-ти 6-ти метров, а с ней и без того малая скорость. На стоянке, прежде чем промыть воздушный фильтр, для начала приходилось эту самую пыль соскабливать. Пыль была повсюду и везде, она проникала во все щели, и мы в итоге пропылились до самых костей. А еще возникли трудности с водой, хотелось постоянно пить, вот и пили порой даже из болотистого ручейка, не утруждая себя вопросами дезинфекции. Нервы натянулись до предела, и червячок сомнения грыз мыслью:
— А на фига ты сюда поперся? Да еще зазвал с собой друга?..
…Встретили Сергея Гордиенко, украинского путешественника. Сергей пешком, с собакой и тележкой, идет вокруг земного шара. Вот вам и грандиозность! Четыре года в пути, материки — своими ногами, а океаны — на резиновой лодке, что везет с собой в тележке…
... На въезде в Благовещенск, на посту ДПС, сержант долго осматривал мой скутер. Сдержанно выслушал мой сбивчивый рассказ. Бровью не повел, узнав, откуда еду и сколько проехал (уже почти 9000 км)! И, как всегда, попросил документ, удостоверяющий мою личность. Я вздохнул с облегчением и протянул ему свои права. Повертев их в руках, он произнес:
— Ну, пошли, проверим тебя по ''федералке''.
— Ну по ''федералке'', так по ''федералке'', первый раз что ли... И уже в здании поста до меня дошла вся нелепость ситуации:
— Что за дебилизм!!! Я же еду на СКУТЕРЕ!...
… В Лучегорске нас нагнала Иж-Планета 5, увешанная по самую макушку вещами, с флагштоком в виде молоденькой березки. Водитель короткостриженый, в очках. Драная кожаная куртка. Протянул руку, кисть крупная и замаслена недавним ремонтом. Пацан пацаном. Поздоровались, разговорились. Из Питера, по БАМу на Магадан. Потом далее через порт Ванино во Владивосток, на ЛКО. Потом обратно в Питер. Слегка опешив от такого масштаба, сообщаю ''пацану'', что, мол, тут где-то рядом едет его ЗЕМЛЯЧКА. В ответ озорные огоньки в глазах и веселый смех.
— Дык, — говорит, — это вообще-то я и есть!
— Вот ешкин пень! Спутал девушку с парнем! Ай да Саша Теплякова! Ай да молодец!...
…Последний день — он трудный самый… В Фокино, за 53 км до океана, Валеркин скутер встал и отказался двигаться дальше. Не хочет заводиться, подает все признаки кончины сальника или поршневой. Грешим на сальник и привычно разбираем скутер. В вариаторном отсеке сухо, нет, это не сальник. Но все забито резиновой пылью. Новый ремень уже почти съело, он начал расслаиваться и может не доехать до Золотарей. Ставим тот самый ремень из Благовещенска, вариантов нет. Подъезжают СИНУС, СОЛНЦЕ и КАРЛСОН.
— Помощь не нужна? — спрашивает СИНУС.
— Вот так встреча! — думаю я, хотя в своем воображении я рисовал ее не так и не при таких обстоятельствах.
— Здравствуй! — говорю я.
— Здравствуй брат! — отвечает СИНУС, и слова, кажется, возникают прямо в голове.
— Откуда вы?
— Из Твери…
И его удивлению нет предела…
От неизбежного грузовика отказались сразу.
— Ща починимся и доедем сами, чай, оно не в первый раз, — ответствовал я. — Ну представь, СИНУС, мы, проехавшие свыше 10000 км, позорно-позорно будем трусить 53 км до океана в грузовике? НИ-ЗА-ЧТО!
— Все правильно, — сказал СИНУС. — Но вы сумасшедшие!
— Сам такой! — ответствовал я. — На себя посмотри! — И театрально взмахнул гаечным ключом.
Они уехали, а мы вскрыли поршневую. Валерка шкуркой устранял надиры на цилиндре, а я из трех комплектов хоженых поршней делал один. Через два часа мы снова были в пути, неизменно держа свои 50 км/час. Вечерело, и находкинские серпантины были пустынны. На одном из них открылся вид на океан. И факт смирял нас с неизбежностью, что цель увы, уже достигнута. А мечта — она всегда должна быть где-то впереди, за горизонтом…
Кромка океана пресекла наш путь, и мы вынуждены были остановиться… 42 дня уложились в 10200 км. Далек путь или близок, узнает лишь тот, кто осилит его.
Разве это предел?
От редакции:
Для тех, кто не знает, хотим сообщить, что кроме всем известного мото-норматива ''Iron Butt'' (Железная задница), появился скут-норматив ''Пластиковая жопа'' — 500 км. Что не замедлило сказаться на появлении очередных рекордов! Во всемирной Сети мы нашли только один случай подтверждения столь почетного титула — его совершили ребята из Новгородского Скутер-клуба: scutt (Барсуков Алексей Дмитриевич, рост 184 см, вес 74 кг на Daelim S-5) и Immense (Кузнецов Павел Сергеевич, рост 182, вес 73 кг на Peugeot Viva-City-50). Маршрут следования был таков: Нижний Новгород — Саранск — Нижний Новгород с суммарным километражем около 600 км. Когда они выезжали, то не знали, что практически всю дорогу их будет сопровождать дождь… Списавшись с Алексеем, передаем его впечатления от пробега.
Алексей: Пробег в 632 км за день на полтиннике дал о себе знать. Устала спина и не в последнюю очередь, из-за промокшей насквозь одежды, которая в сыром виде потяжелела, как минимум, в два раза. После парковки скутера я первым делом засел в бане, отогреваться. Ощущение незабываемое. Никогда в жизни я не получал такого удовольствия — всю усталость как рукой сняло. Даже задница, которая превратилась, вопреки ожиданиям, из пластиковой в деревянную, ''отошла'' и перестала ныть.
Поездка эта для меня не прошла даром. Из нее я вынес несколько уроков. Понял, что во время дальней поездки погода может многократно смениться, и, если не быть к этому готовым, то удовольствия она не принесет. Думаю, что скоро приобрету себе приличный дождевик. Термос с горячим чаем и пара бутербродов будут отнюдь не лишними в дальнем пути. Что касается техники, то проблем не было никаких. Что касается самого норматива. Пробег в 500 км за сутки на “полтиннике” вполне справедлив. Но новичку он не покажется увеселительной прогулкой. Короткая база, колеса малого диаметра, короткоходные подвески — все это усложняет сдачу норматива, делает поездку утомительной. Однако этот норматив вполне выполним при условии правильного выбора темпа движения, отсутствия ремонтов техники в пути и грамотной проработки маршрута. Одним словом, я остался доволен тем, что выполнил его.
Будет, что вспомнить!!!
Расходники, резина, чехлы, масла Motul в наличии.
Оригинальные запчасти для японской и европейской техники.
Доставка по каталогам Wemoto, Louis, SIP, Scooter-Center, Scooter-Attack.