Прочитал интересную статейку. Думаю, будет интересно многим.
***
Он как юнец гоняет по Москве на скутере. И не мечтайте его «сделать» – не выйдет. И это тот, чьи дети вот уже несколько лет как «подсели» на «полтинники»... Для тех молодых читателей «Мото», кто не знает, кто таков Иван Ксенофонтов: он лет тридцать ездит на мотоциклах (каких только не было!), главным образом, внедорожниках. Мастер спорта, самый именитый и, пожалуй, интересный мотопутешественник России, это под его эгидой команда «Мото» въехала на Эльбрус. Уважаете?.. Тогда, дорогие новички, прислушайтесь к тому, что посоветует Иван Валентинович – быстрее научитесь ездить как надо: с головой (а значит, быстро) и максимально безопасно. Ксенофонтов плохого не посоветует.
Город – «поле боя». Здесь схлестнулись легковушки и грузовики, автобусы и троллейбусы, велосипедисты, скейтбордисты, скутеристы... А потому нужно овладеть навыками выживания в потоке машин.
В напряженном городском трафике не все равно, на каком вы скутере. Скорее всего, удивлю: в неопытных руках «спокойный» аппарат с 4-тактным мотором коварнее «заряженного» 2-тактника.
Дело в том, что во многих ситуациях важно динамично тронуться или резко набрать скорость – чтобы занять безопасную позицию или перестроиться в соседний ряд. Шустрый «полтинник» при разгоне способен обогнать, скажем, троллейбус и встать впереди и правее его, вялый же с мотором 4Т (еще хуже, если в нем не настроен вариатор) будет вынужден следовать рядом с электрической махиной, а по другую руку – с автомобилями... Зарубите на носу: если ваш скутер бессилен разгоняться до 60–65 км/ч, ездить на нем в большом городе означает сильно рисковать. Управлять машинками маломощными или с «кастрированными» моторами, не способными двигаться быстрее 45 км/ч, лучше в спокойных дачных поселках.
Новички спрашивают продвинутых товарищей: где самое безопасное место на дороге? Те шутят: «Безопасно дома на диване». А если серьезно, место расположения на забитой машинами дороге (слева, посредине полосы или ближе к тротуару) зависит от ваших намерений и дорожной обстановки. Оцените дефекты дорожного полотна, увидьте выступающие или продавленные люки. Коварны полосы с содранным слоем асфальта – бывает, они образуют продольные бортики высотой до пяти сантиметров или же «приподнимают» люки. На таких участках, не задумываясь, снижайте скорость, не вздумайте маневрировать.
В потоке машин не стоит ехать строго посредине полосы движения. Нельзя исключить, что какой-нибудь с неправильными мозгами сосед справа или слева вдруг решит занять вашу полосу, «выжав» вас из нее. И потом, водителям едущих впереди грузовиков и фургонов вас попросту не видно в боковые зеркала, а салонных у них нет. Так что пользуйтесь всей шириной полосы, старайтесь «засветиться» во всех зеркалах соседей по потоку. И все равно держитесь от них подальше! Расположитесь так, чтобы обеспечить себе наилучший обзор. Например, если впереди идущий автобус мешает смотреть налево, перекочуйте на левую часть полосы или вовсе сместитесь в левый ряд. Вообще-то, такой маневр Правилами дорожного движения не приветствуется, в них сказано, что водитель мопеда должен держаться как можно ближе к тротуару. Об этом следует помнить, но в каждом конкретном случае на первом месте – забота о «своей шкуре».
Залог выживания в мегаполисе сформулировать просто: умей предвидеть потенциальные опасности и успевай их предотвратить. Иначе говоря, сознательно и настойчиво тренируйте в себе специфическую «дорожную» наблюдательность – она дает опыт. Скажем, вы обязаны предполагать, что из себя представляет водитель за рулем соседнего авто. Если автомобиль отечественной сборки, с «колхозным» тюнингом и тонированными стеклами – это признаки человека с неадекватным восприятием мира: такие стремятся выпендриться любыми средствами, даже если кому-то угрожают. Вряд ли байкер («Пижон эдакий!») вызовет у такого прилив симпатий. Их водительский опыт скорее всего скуден, а техническое состояние экипажа плачевно – техосмотр, не сомневайтесь, эти типы покупают (в таком виде их автомобиль его не пройдет ни за что).
Кого еще стоит опасаться? Выскажусь утрированно: дамочек на вылизанных иномарках-малолитражках, где заднее стекло завалено плюшевыми зайками. За рулем эти девчонки либо кайфуют под музыку, либо болтают по мобильнику. Впрочем, мужики с телефонной трубкой у уха не лучше.
Вот что я заметил и за что ручаюсь: скутеристов почему-то больше всего не «любят» водители троллейбусов. Видят в них соперника – ведь у среднестатистического скутера динамика и «максималка» примерно такие же, как у их рогатых мастодонтов. Не ждите от этих милости – будьте начеку! Если их обгоняете, создайте запас скорости и держитесь не менее чем на метр в стороне. На перекрестке, если случилось остановиться рядом, лучше проедьте на пару метров вперед, а после динамичного старта держите «конкурента» под контролем в зеркалах. Очень часто водитель троллейбуса принимает вызов (и в нем живет гонщик!) и «газует» на полную, наплевав на то, что остановка совсем рядом. Поравнявшись с вами, он того и жди резко примет вправо к остановке, не задумываясь о судьбе маленького скутера...
Непредсказуемо ведут себя водители, приехавшие из других мест (читайте номерные знаки!). Но не сознательно (однако хрен редьки не слаще): они не знают города, разводку по полосам и расположение светофоров, и их внимание целиком поглощено поиском указателей улиц... Очень опасны таксисты и «бомбилы» – эти имеют привычку метнуться к «голосующему» на тротуаре из третьего ряда, не взглянув в зеркало и не включив «поворотник». Вы же можете физически отдалиться от некоторых опасностей. Если увидите, что грузовик впереди «межуется», учебная машина движется слишком медленно, такси слева замедляет и направляется к стоящей на обочине дамочке, а с бокового проезда показался нос автомобиля... Смените полосу, сбавьте ход или убирайтесь подальше с этого «минного поля»!
У езды в плотном потоке и свои «плюсы»: водители не «рыпаются» (и рады бы, да некуда), заблаговременно включают «мигалки», чтобы их пропустили в соседний ряд. Здесь можете чувствовать себя поспокойнее. Однако не расслабляйтесь! Ведь образуются же и разрывы между машинами, и их возникновение спровоцирует дерзких любителей автослалома продемонстрировать свое «мастерство». А в запале могут не заметить маленький скутер в соседнем ряду – и подрежут.
Не «висите на хвосте» у едущих впереди: совсем не круто. «Гонка преследования» утомляет (приходится быть все время начеку), к тому же легко «прозевать» на асфальте предмет-препятствие, который автомобиль пропустит между колесами, например открытый люк или кирпич. Когда увидите, что водитель впереди идущего авто без видимых причин маневрирует в пределах своей полосы, то, скорее всего, он как раз и объезжает инородное тело на дороге. Последуйте его примеру: держитесь траектории «колеи» колес автомобиля.
Зеркала и «поворотники» вашего скутера должны быть под контролем постоянно. Выработайте привычку часто, примерно раз в пять секунд, отслеживать ситуацию по отражению в зеркалах. Проверяйте, не остался ли включенным «поворотник». Некоторые вообще не пользуются «поворотниками» – опасаются, что забудут их выключить. Что неправильно вдвойне. Помимо прямого назначения – оповещать других участников движения о своих намерениях (поворотах, перестроениях), оперирование ими дает психологический эффект. Водитель автомобиля, завидя, что скутерист исправно пользуется мигающими сигналами, начинает относиться к нему более благожелательно. И наоборот, вид мечущегося меж рядами «двухколесного» без предупреждения о маневрах или с забытым «поворотником» вызывает злость. Частенько она ведет к навязанному сражению за кусок асфальта. Догадываетесь, кто победит?
Вот и перешел разговор к важнейшему фактору вашего «выживания» – нужно сделать максимум, чтобы быть увиденным. Очень часто (более, чем в половине аварий), когда водитель автомобиля сбивает того, кто на мотоцикле или скутере, он говорит: «Откуда тот взялся? Я его не видел!». В самом деле, скутер невелик, даже с включенной фарой заметить его трудно. И потом, сейчас коллективная психология автомобилистов такова, что скутер для них – непривычный объект в трафике. А некоторые из тех, что за рогатым рулем, еще и «маскируются»: не включают фару, одеваются в неприметную глазу одежду. Это глупо! Выезжайте на улицы не просто с включенным стояночным светом, а только со светом фары, лучше – с дальним, даже в светлое время суток. Байк держите чистым, сделайте его ярким, как и одежду. Обращали внимание – бывалые водители, профессиональные развозчики специально надевают ядовитых цветов жилеты дорожных рабочих – в них не заметить их невозможно.
Естественно, указатели поворотов, звуковой сигнал и стоп-сигнал нужно содержать в рабочем состоянии. В некоторых ситуациях нелишне дублировать мигание лампочек жестами рук, например, при перестроении в левый ряд и при повороте/развороте. Движение рукой сразу привлекает внимание, позволяет избегать недоразумений... Перед торможением, чтобы обострить внимание задних, мигните пару раз сигналом торможения – пульсирующий свет более заметен, чем горящий постоянно.
Именно для того, чтобы легко «прошивать» пробки, многие и покупают скутеры. Однако не злоупотребляйте навыками «мастера по щелям». Если машины хоть медленно, но едут, наберитесь терпения – встаньте с ними в колонну. Только когда они остановятся, можно аккуратненько ехать по междурядью. Но только в случае, если уверены в своем чувстве габаритов скутера и не сомневаетесь, что не насшибаете зеркал, а то ведь на иных «тачках» они стоят столько же, сколько зеркала в Эрмитаже. Кстати, «просачивание» между рядами машин во многих странах запрещено и строго наказывается... Пока у нас такой закон не введен, если вы готовы рискнуть, не стесняйтесь страховаться – выставляйте ноги в резких поворотах. Нужно понимать, во многом легкость маневрирования определяется конструкцией скутера – геометрией его рамы и вилки. Так что, приобретая скутер для города, оцените, насколько хорошо он «рулится».
Развею миф: «внезапных столкновений» практически не бывает – аварию почти всегда можно предвидеть, если смотреть в нужном направлении и на нужный объект. Да, вокруг слишком много всего происходит одновременно. Отсюда совет: учитесь разделять потенциально опасные ситуации. Обнаружить признаки надвигающегося ДТП можно, равно как и предпринять предупредительные действия. Держите палец левой руки на кнопке звукового сигнала, а пальцы правой – на рычаге тормоза. Если этого не сделать, в экстренной ситуации, пока до него дотянетесь, понадобится полсекунды или даже больше. Полсекунды – совсем немного? Но за это время на скорости 60 км/ч машинка проезжает 8–10 метров. Их хватит, чтобы врезаться в автомобиль. Ваш мозг должен постоянно выстраивать варианты на случаи неожиданностей – или экстренно затормозить или интенсивно ускориться, сманеврировать, протиснуться в щель между машинами...
Но никогда не полагайтесь «на все сто» на выбранный вариант – ситуация может сложиться непредсказуемо, вопреки логике событий. Например, водитель машины впереди включил «поворотник». Скутерист, едущий сзади, сочтет, что вот-вот «его» полоса освободится – и он не снижает скорости и не уходит в сторону. А оказалось, что у «мигающей» машины заглох мотор, передумал поворачивать водитель... Самое прискорбное, что в столкновении виноват будет скутерист.
Еще одна типичная аварийная ситуация. Вы едете позади автомобиля – когда вдруг заметили не так далеко впереди на этой же полосе препятствие (остановился автобус, участок ремонта полотна...). Однако едущий впереди вас экипаж никак не показывает, что собирается маневрировать – продолжает двигаться по прямой. И вот тут не кто-то – действовать должны вы. Наивно же полагать, что водитель впереди вас остановится в своем ряду перед препятствием и помашет вам рукой – «проезжай, парень!». Скорее всего, в последний момент шоферюга резко крутанет руль, не взглянув в зеркало. Поэтому лучше загодя и побыстрее увезти скутер в объезд препятствия, причем с солидным боковым интервалом. И положив палец на кнопку сигнала!
Когда наберетесь опыта, изучите особенности самых частых своих маршрутов, все равно не расслабляйтесь: знаки и разметку меняют без предупреждения, на дорогу могут пролить масло, начать ремонт полотна, на асфальт из какого-то кузова свалится пара шлакоблоков... Статистика свидетельствует, что немало аварий происходит именно вблизи дома водителей скутеров. Перекрестки же – те вообще «лобное» место, где по статистике происходит примерно 2/3 всех мотоциклетных ДТП и половина всех смертельных случаев среди байкеров. Малоопытный может наделать на перекрестках кучу ошибок – осваивайте тактику проезда перекрестков. Здесь наибольшую опасность (по статистике – треть ДТП) представляет встречный транспорт, поворачивающий налево через вашу полосу движения. Нынешний российский водитель авто воспринимает маленький байк совсем не так, как, скажем, грузовик, и пытается проскочить прямо перед скутеристом. Вы, в лучшем случае, отскочив от лихача, врежетесь в обочину... Но ведь безумство наглеца можно было «прочитать»!
Вот «народные приметы» того, что приближающийся по противоположной полосе автомобиль собирается совершить левый поворот (помимо включенных «поворотников»). Машина практически наезжает на центральную, разделительную линию, замедляется, ее капот слегка «клюет» на торможении, переднее колесо поворачивается в вашу сторону. Этому просигнальте: стой и не рыпайся! Если он не рыпается, вам не стоит снижать скорость – это может спровоцировать водителя авто на рывок. Но «положить палец на курок», то есть рычаги тормозов (а заодно – на кнопку сигнала) жизненно необходимо. И все равно просчитайте другие аварийные варианты. Возможно, машины на «встречке» стоят давно, их водители уже взведенные, и кто-то «вдохновляет» переднего на рискованный маневр гудками или тем же миганием фар. Нервы у впереди стоящего сдают, и он (а может, и у кого-то еще, в середине очереди) устремляется в «окно» вам наперерез. Тогда-то ваша готовность – «палец на курке» – и поможет.
Каверзы некоторых перекрестков в том, что на них могли только-только изменить знаки приоритета: постоянно проезжающие здесь водители на знаки не смотрят – по памяти уверены, что находятся на главной дороге. Никогда не исключайте такой возможности!
На перекрестках со светофорами скутеристу каждый раз следует оставаться настороже – если мигает зеленый свет или загорелся желтый. Реальность такова, что одни водители здесь тормозят, вторые, наоборот, прибавляют газ, а третьи, может, зазевались и не видят светофора. И еще: перед тем, как на перекрестке тормозить на желтый сигнал светофора, обязательно посмотрите в зеркало – не зазевался ли тот, кто едет позади.
И можете считать себя совсем опытным, если возьмете в привычку смотреть в зеркало и после того, как остановились, и будете готовы сорваться с места, когда сзади кто-то приближается угрожающе быстро. А при троганье со светофора не только подождите, когда загорится зеленый, но и убедитесь, что по пересекающей ваш путь улице не несется какой-нибудь ас.
Не боюсь ошибиться, если стану утверждать: высокая маневренность скутера когда-нибудь да спровоцирует на проезд перекрестков «под прикрытием» других машин. Но рассудите: для водителя «прикрывающей» вас машины едущий рядом «двухколесный» может оказаться в «мертвой зоне» зеркал. И без всякого злого умысла вдруг сделает непредсказуемый маневр. Что тогда?..
Вообще-то, ПДД в чем-то правы, запрещая скутерам совершать левый поворот на многополосных дорогах. Ведь автомобили, что типично для крупных городов, по всем полосам несутся с высокой скоростью, намного выше разрешенных 60 км/ч, и перестроение скутера в крайний левый ряд через этот поток чрезвычайно опасно. Поэтому не грех воспользоваться «мопедными льготами», предусмотренными теми же Правилами движения – пересечь улицу по переходу вместе с пешеходами на их зеленый свет. И время сэкономите, и так безопаснее. Если даже инспектор вас остановит, то он будет в затруднении, за что вас оштрафовать: ведь водитель мопеда, ведущий за руль свой аппарат, приравнивается к пешеходу и имеет право пересекать таким вот образом дорогу. Конечно, вы нарушите ПДД, если мотор оставите заведенным, а уж если следовали по переходу, сидя на скутере – точно проигнорировали порядок... Другое дело, на сколько за это нарушение штрафовать, инспектор не знает – нет на сей счет «тарифа».
Другой способ безопасно попасть в левый ряд – остановиться справа, дождаться, когда предыдущий светофор перекроет движение, а затем, как положено, включив «поворотник», перестроиться. Формально это – нарушение Правил. Так что вариант с пешеходным переходом все же лучший.
Кстати, будучи в Китае я наблюдал, как местные скутеристы за рулем пересекают улицы в плотном потоке пешеходов, и все воспринимают это за норму. Главное – «не плевать в колодец», не мешать, более того, не раздражать пешеходов. В конце концов, вы на их законной территории.
И не сочтите меня занудой, но не устану повторять: хотите оставаться целым, не огорчать родителей и тех, кому вы дороги, – катайтесь в шлеме.
Иван Ксенофонтов.
************
Оригинал статьи тут:
http://moto.zr.ru/articles/57620
Самая увлекательная игра, это работа. Нужно только уметь выигрывать.
--
Истинно говорю вам:
Если в Начале было Слово, то в конце, очевидно, будет Смайлик.
--
Я как настоящий кактус: зелёный, пью