В первой части мы едем по маленькой Молдове, по гостеприимной Румынии, по суровой Сербии, и по тёплой Хорватии.
Карта первой части. Пять дней и 2000км.
За первый день необходимо проехать около 600км до румынского города Тыргу-Нямц. Перед тем, как покинуть Украину, решаем основательно подкрепиться, мало ли что нас ждёт в дороге. В ход пошли огурцы и консервы, захваченные из дому. Старт был ранний, поэтому многие не успели как следует покушать. Утренний кофе бодрит и придаёт нам уверенности в достижении намеченной цели.
Украина, Одесса, заправка ОККО.
Дорога Одесса-Паланка-Кишинёв знакома и хорошего качества. Не советую ехать через Приднестровье, там дорога хуже, а молдавские погранцы не очень любят тех, кто так въезжает в их страну. Погран-переход в Паланке на этот раз проходим довольно быстро и без приключений. Не забудьте тщательно проверить, чтобы вас и мотоциклы отменили во всех базах. В прошлый раз двоих наших неправильно оформили при выезде и поэтому на обратной дороге они получили кучу геморроя на въезде.
Итак, Украина нас больше не задерживает, а Молдова радостно встречает. Бензин в стране такого же качества как и у нас, а цена отличается на копейки, поэтому на первой хорошей заправке льём полные баки, выкладываем фото в инстаграм, делаем лёгкий перекус, и держим курс на Кишинёв. Проезжать через центр столицы было ошибкой, тут попадаем в огромные пробки, а кругом праздник и весёлые люди. Приходится прорываться по мелким улочкам, из-за этого теряем около часа драгоценного времени.
Молдова. Кишинёв.
Основные дороги Молдовы в хорошем состоянии и постоянно модернизируются. За пару десятков километров до Румынской границы, мой навигатор решил показать, как выглядят просёлочные дороги, и повёл нас, по его мнению, короткой дорогой. Я был с ним не согласен, но поддался на уговоры, и это вылилось в увлекательное и весёлое приключение! До сих пор не могу понять, почему я тогда поверил ему. В селе Пырлица мы свернули с хорошей дороги. Вначале асфальт перешёл в укатанную грунтовку, но потом она превратилась в обычную разбитую полевую дорогу.
Молдова. Петрешть. Поворот не туда.
Причём с каждым метром она становилась всё отвратительней. Мне пришлось уехать вперёд на пол-километра, во-первых – чтобы разведать путь, а во-вторых – чтобы не слышать плача и стонов остальных участников пробега )). По карте я видел, что скоро мы должны выйти на хорошую дорогу в селе Петрешть, но оказалось не всё так просто. От неё нас отделял небольшой водоём, мост через который был разобран и ремонтировался. Это было фиаско. Меня чуть не линчевали на месте )). Пришлось срочно искать объезд. Слава богу он был недалеко. В общей сложности мы прошли 15км за час и в конечном итоге выехали на туже дорогу, с которой съехали )).
Однако это был ещё не конец квэста, где-то пропали Женя и Саша. Оказалось что на плохой дороге они прокололи колесо, пришлось срочно заняться ремонтом в полевых условиях. Шиномонтаж нашёлся всего в 5-ти км от нас. Потеряли ещё час времени, и это всего в нескольких км от Румынской границы.
Кратко про Молдову. Очень маленькая. Объясниться можно по-русски, иногда на английском. Дороги модернизируются, основные в хорошем состоянии, очень похожа на Украину. Люди приветливые. Страна виноделов! Сюда обязательно нужно приехать в алко-тур на неделю )). Цены демократичны, еда вкусная. Бензин неплохой по цене 0.8-0.9 евро за литр. Обычно путешественники проходят её за несколько часов транзитом. Карты принимают далеко не везде, доллары и евро берут без проблем, но без сдачи )).
Погран-переход в селе Скулень прошли очень быстро. Очереди небыло, тем более мотоциклисты проходят отдельно. Дороги в Румынии, как и бензин, очень хорошего качества, это позволяет нам немного нагнать отставание и поселиться в забронированном отеле в селе Агапия, у подножия Карпат. Так получилось, что хозяева говорили либо на румынском, либо на французском, но благодаря Ленчику этот языковой барьер был преодолен. Но это было ещё не всё – оказалось что теперь пробито колесо ещё и у Ленчика. Замечательное завершение тяжёлого дня )). Оставляю ремонт уже на завтра, а сегодня ужин, пиво, душ и спать.
Наш первый отель находился в прекрасном и тихом месте, поэтому выспались отлично.
Румыния. Agapia. Hotel Casa Anca.
Пока группа приводила себя в боевое состояние, я занялся починкой колеса Ленчика. Залил баллон антипрокольной пены. На какое-то время его хватит. Тем временем наступил завтрак. На часах уже почти 11-00, а мы ещё в отеле, поэтому, сделав пару фото на память, выезжаем по маршруту.
Первая остановка всего в 15км – это старая цитадель города Тыргу-Нямц (N47°12'52,80", E26°20'36,61").
Румыния. Тыргу-Нямц. Castle Neamt. (N47°12'52,80", E26°20'36,61")
Добраться до неё не сложно, однако из-за огромных пробок мы потеряли много времени. Фишка цитадели – это огромный мост, ведущий к ней, а также крутой извилистый и долгий подъём от дороги наверх. В жару преодолеть его было очень тяжело. Честно говоря, кроме моста ничего не впечатлило. За пол-часа проведённые внутри, мы обошли её всю и заглянули в каждую комнату. С южной стены открывается красивый вид на лежащий внизу город, отсюда можно сделать несколько интересных снимков. Стены изнутри выглядят конечно прикольно, но я видел гораздо мощнее. Хоть реставрация идёт полным ходом, но больше твёрдой троечки дать замку не могу. Не впечатлил. Напоследок, кидаем в колодец мелкую денежку и по мосту спускаемся вниз к мотоциклам.
Замки замками, но нам необходимо ехать дальше, день давно перевалил за полдень, солнышко стало конкретно поджаривать. Вырвавшись из городских пробок, и перекусив на заправке, мы поехали в сторону ущелья Биказ. В планах у нас – добраться до города Сибиу, а это около 340км. Однако проехав каких-то 30км переднее колесо Леночки окончательно спускает. Пена для камерного колеса, к сожалению, не помогла.
Румыния. Dobreni. Второй пробой колеса.
Слава богу, в селе Добрени, нашёлся шиномонтаж, который аккуратно отремонтировал колесо на БМВ. Заняло это около 2часов. Наша группа опять в сборе, пора догонять график.
Дорога хорошая, сёла пролетают один за одним. В городе Пьятра-Нямц заливаем полные баки на заправке OMV. Кстати, тут к нам пытались пристать цыгане, предлагали купить какую-то очень нужную и дорогую хрень, однако были посланы на..., после чего стали очень агрессивными. Пришлось нам смело спасаться бегством строго на запад. Погода немного меняется, где-то рядом ходит дождик. Дышать стало легче, кругом лес и горы. Дорога D15 петляет и извивается между маленькими горными деревушками – мы углубляемся в румынские Карпаты.
Обязательно уходим немного на север – посмотреть Дамбу Биказ (N46°56'18,00", E26°06'10,13").
Румыния. Плотина Биказ. (N46°56'18,00", E26°06'10,13").
Крючёк в 10км мы сделали не зря. Дамба очень большая и красивая. Возвращаемся на дорогу D12C и едем в сторону Ущелья Биказ (N46°48'45,75", E25°49'36,75"). Времени до заката остаётся мало, от графика мы отстали очень сильно, поэтому все оставшиеся силы пускаем на осмотр этого красивого места в горах.
Румыния. Ущелье Биказ. (N46°48'45,75", E25°49'36,75").
Потрясающе! Наверное это единственное место в стране, где нет упоминания про графа Дракулу )). На самом деле красивейшая часть ущелья длиной всего 500метров и её можно посмотреть максимум за час. Впечатления немного подпортили ужасные биотуалеты и рыночек, портящий своим видом это уникальное ущелье. А ещё тут много туристов и очень плотный трафик. Припарковаться проблематично, обочина практически отсутствует, но не смотря на минусы, посетить однозначно стОит!
Пора в путь. Дорога продолжает петлять и подниматься вверх. Немного устали, но нам очень весело, ведь кругом чистый воздух, лес и горы. До отеля оставалось ещё 230км, а на часах уже 6 вечера. Мы сильно отстаём. Да и проголодались уже. На озере Лаку-Рошу останавливаемся в кафе на обед и ужин (N46°47'18,61", E25°47'12,73").
Румыния. Lake Lacul Rosu (N46°47'18,61", E25°47'12,73").
Подкрепились основательно и снова в дорогу. Впереди опять серпантины и горы, проезжаем перевал Биказ. Время идёт, а расстояние до отеля уменьшается очень медленно. Начинаю подозревать, что мы до него сегодня не дотянем. Видимо придется ехать ночью. Потихоньку накатывает усталость, тем более после сытного ужина. Петляя, дорога вывела нас на перевал Бацин, высотою почти 1300м.
Румыния. Перевал Бацин (N46°39'19,24", E25°17'40,55").
Тут довольно холодно, одеваемся теплее и готовимся к ночному переезду. До отеля 180км. Горы постепенно заканчиваются, и мы спускаемся в город Прайд. Соляную шахту пропускаем, нам некогда. Уходим по трассе 13а на запад. Повороты и виражи остались позади, впереди спокойная дорога, но на неё опускается ночь, а мы начинаем засыпать.
Румыния, спешим в отель.
На окраине городка Совата заезжаем на заправку на кофе. Энергетики уже не помогают, сказываются насыщенные на приключения первые два дня. Проехав ещё 30км, наши батарейки окончательно садятся. На часах почти 11 ночи, на развилке, в городке Белеушери, ищем ночлег.
Румыния. B?l?u?eri. Отель Романтик.
Отель Романтик радушно нас принял в свои объятия, и на эту ночь он становится нашим домом у дороги. До запланированного места ночёвки в городе Сибиу мы не доехали 120км, но позвонив в гостиницу и объяснив ситуацию, успеваем отменить бронь, не потеряв денег. После этого - душ, пиво и спать.
Проснулись мы далеко за полдень, о движении по запланированному пути не может быть и речи. Пока я корректирую маршрут – девочки отменяют бронирование в следующем отеле. После этого быстрые сборы и уходим на юг. На часах 15-00, к сожалению, теперь мы не попадаем на трассу Трансальпина, приходится двигаться ускоренными темпами. Есть шанс завтра к вечеру догнать график уже в Хорватии, а для этого нам необходимо пройти 700км.
Местные колоритные извилистые дороги с аккуратными домиками в зелени и хорошим асфальтом, придают нам уверенности и силы. Кое-где на склонах пасётся упитанная живность. Проезжая через уютный городок Сигишоара, который мне понравился, несмотря на пробки и жару, заправляемся бензином и делаем лёгкий перекус. До Сибиу дорога и пейзажи практически не меняются. Остановки только на небольшой отдых, никаких достопримечательностей. По автобану А1 несёмся в сторону границы с Сербией. Горы закончились, впереди сотни километров равнины. Прямая, идеальная и ровная дорога позволяет держать приличную скорость, и нам удаётся пройти неплохое расстояние в 400км до конца дня. В темноте влетаем в крупный город Тимишоара. Гостиницу искали около часа, одновременно трёх отдельных номеров небыло нигде, однако нам всётаки улыбнулась удача, и мы нашли приют в каком-то закуточке.
Румыния. Тимишоара. Отель Adriatico.
Мотоциклы ставим на общественной стоянке под охраной местных бомжей. Ночью прошёл небольшой дождик и осадил пыль, утром стало гораздо легче дышать. Времени на долгие сборы у нас нет. Сегодня нам необходимо проехать ещё 350км чтобы нагнать отставание. Лёгкий завтрак с кофе немного взбодрил, но оставил небольшое чувство голода. Отобедаем где-то по дороге. На ближайшей заправке льём полные баки и покидаем Тимишоару, а с нею и Румынию.
Кстати, сам город весьма интересен и красив, в далёком 2012 году мы с Ленчиком уже побывали тут и нам понравилось.
Румыния. Тимишоара.
Кратко про Румынию. Красиво, дружелюбно, интересно и дороже, чем в Украине. Страна заточена на туризм и графа Дракулу, кругом информативные указатели на любые достопримечательности. Объясниться можно на английском практически везде. Дороги хорошие, магистрали для мотоциклов бесплатны, бензин качественный (особенно на заправках OMV, 1.1-1.2 евро за литр), а еда сытная. Отели уютные и по цене, до 20евро за номер. Принимают как доллары, так и евро. Везде можно рассчитаться картой. Нам очень нравится – рекомендуем!
Границу Сербии пересекли в деревушке Жимболия очень быстро, познакомившись при этом с двумя местными мотоциклистами. Отсюда мы будем ехать по трассе 12 в сторону города Нови-Сад. На первой приличной заправке останавливаемся на кофе и интернет. У Дэна с Юлей тут возникли небольшие проблемы с банковской картой, имейте всегда небольшой запас налички в местной валюте. Мне Сербия на фоне весёлой Румынии показалась какой-то депрессивной. Может сказывается усталость, а может так и есть на самом деле. Тем не менее, основные дороги в хорошем состоянии и постоянно ремонтируются, правда вонь от них стоИт нереальная. Дохлыми собаками )).
За городом Зренянин останавливаемся посмотреть интересный и жуткий монумент (N45°24'06,04", E20°12'10,26").
Сербия. Мемориальный парк. (N45°24'06,04", E20°12'10,26").
Это был мемориальный парк, посвященный жертвам, убитым фашистами около Жабаля, во второй мировой войне. Памятник очень необычный и на долго остаётся в памяти.
Продолжаем движение к намеченной цели. Первый большой город, повстречавшийся нам в Сербии был Нови-Сад. Старайтесь избегать крупных городов, кроме пробок вы тут ничего не увидите. Потеряли около часа времени, пока безуспешно искали хороший ресторан или на крайний случай макдональдс. Зато нашли неплохой мото-магазин, где я себе прикупил осенние перчатки по шикарной цене, а Ленчик – модную набедренную сумку. Купили также и запасную камеру для БМВ.
Уставшие и голодные пересекаем знаменитый Дунай по вантовому мосту Свободы и выезжаем на северную окраину национального парка Фрушка Гора. Тут-же, у дороги, останавливаемся в недорогом ресторане Сунце, где плотненько позавтракали, пообедали и на всякий случай – поужинали, ведь ещё много часов до отеля.
Сербия. Трасса 21. Ресторан Сунце.
Впереди ещё немного красивой дороги, петляющей через парк, которая в конечном итоге мимо города Рума выводит нас на первый платный автобан Е-70.
Сербия. Выезд на платную магистраль Е-70.
Тут мы с Ленчиком совершили ошибку. На автоматический пункт пропуска заехали одновременно и взяли один билетик на два мотоцикла, а нужно было заезжать по очереди. Так как это был наш первый платный автобан – мы этого не знали, но строгая тётенька на выезде любезно нам всё рассказала и вкатила штраф в 5 евро за один безбилетный мотоцикл. 50км нам обошлись примерно по 1.5 евро с экипажа, платили либо картами Visa, либо наличными в местной валюте.
Бензин в Сербии дешевле, чем у соседей, а качество хорошее, особенно на заправках OMV, поэтому перед тем как заехать в Хорватию, льём полные баки и делаем небольшой кофе-брейк. После этого стройными рядами летим в сторону границы.
Кстати, это было самое быстрое пересечение. Прямо на автобане А-70, проходим две таможни без досмотра, получаем штампы в паспорта и заезжаем в новую страну. Обязательно на въезде останавливаемся и делаем сэлфи на фоне информационной таблички. Первая цель достигнута успешно! Несмотря на все трудности предыдущих дней, мы доехали до Хорватии.
Хорватия. Магистраль А3.
Коротко про Сербию. Магистрали платные для всех, очень хорошего качества. Дороги ремонтируют каким-то вонючим асфальтом. Страна, относительно соседей - дешёвая, как в еде, так и в топливе. Бензин в районе 1.1-1.2 евро за литр. Мы её прошли за пол-дня, поэтому особо не с кем не общались. На мой взгляд, уровень жизни отличается от Румынии в худшую сторону, но люди тем не менее приветливые. Английский знают многие. В ходу евро, а доллары неочень. С карточками могут быть незначительные проблемы. Попробуем изучить страну на обратном пути, поедем через юг.
Продолжим. Мы в Хорватии. Впереди нас ожидает 100км идеальной платной магистрали. На этот раз, правильно оплатив проезд, мы выжали из наших мотоциклов всех коней. Почему-то страна решила нас встретить дождиком. Слава богу, дождевики есть у всех, кроме Дэна и Юли. Мне, кстати, уже пригодились свежее купленные в Сербии осенние перчатки. Последние километры до забронированного отеля проехали без происшествий. Мы догнали наш график, а значит завтра всё пойдёт по намеченному плану.
Хорватия. Славонски-Брод. Отель Moto klub Brod.
Городок Славонски-Брод был транзитный для нас. Тут есть остатки крепости, но нас они не впечатлили, можно пропустить. Итак, переночевали, обменяли деньги, заправились и опять в путь. Сегодня необходимо пройти 350км и заночевать ужу возле Плитвицких Озёр. До Загреба ведёт отличная магистраль А3, стоимость проезда по которой, около 7 евро с мота. Пейзажи скучные и монотонные, а ещё начинается летняя жара. Останавливаемся только на заправках, где пьём кофе, обедаем и общаемся с многочисленными байкерами. Столицу объезжаем с юга и переходим на магистраль А1, где также останавливаемся только на заправках.
Хорватия. Магистраль А3.
После того, как в городе Карловац съехали с автобана, по пути нам встречается интересный музей военной техники под открытым небом (N45°27'46,67", E15°34'01,67"). Пол-часа времени достаточно, чтобы наши пятые точки немного отдохнули.
Хорватия. Sajinovic. Muzej Domovinskog rata. (N45°27'46,67", E15°34'01,67").
Петляющая дорога 1, ведущая на юг к Плитвицким озёрам очень живописная, особенно после монотонных магистралей. В тени деревьев жары не чувствуется. Единственный минус – много населёнок и большой трафик, который неудобно обгонять. Тем не менее, двигаемся мы уверенно. Плавно закладываем мотоциклы в виражи, в наушниках играет любимая музыка, моторы ровно гудят, и вдруг за одним из многочисленных поворотов неожиданно появляется деревня на водопадах – Слунь (N45°07'16,79", E15°35'15,67").
Хорватия. Слунь (Rastoke). (N45°07'16,79", E15°35'15,67").
Деревенька была необычная и нам очень понравилась, провели мы в ней около часа. Ко многим водопадам можно пройти только через частную территорию, но со стороны открываются тоже потрясающие виды. К сожалению не нашли нормальный ресторан, поэтому решили ужинать в гостинице, ведь до неё нам осталось каких-то 30км. День заканчивался, а с ним и первая часть нашего путешествия. Впереди ожидает небольшой отдых в уютной деревеньке Растоваца, расположенной в нескольких шагах от Плитвицких Озёр.
Хорватия. Rastovaca.
Как таковых отелей тут практически нет, восновном жильё сдают местные жители, котеджики аккуратные и расположены в тихом месте.
Хорватия. Rastovaca.
С ужином нам не повезло, приехали поздно, на закате. Придётся немного вернуться назад, на трассе мы видели супермаркет, а рядом неплохой с виду ресторан. Цены небольшие, а еда сытная, особенно под различные наливки. Тут мы первый раз попробовали местный самогон – Сливовица. Продолжили отмечать приезд уже в отеле до поздней ночи.
Хорватия. Rastovaca.