Как известно, на большинстве китайских мопедов с двигателем 139FMB с завода установлена металлическая защита цепи. Эта защита не устраивает по многим причинам. Мусоросборник ещё тот, громыхает на кочках, у меня разбила крышку ведущей звезды, а найти новую крышку на Ямасаковский двигатель - проблематично. В конце концов она меня достала, и я её снял и выкинул на обочину.
Но и без защиты цепь долго не прожила. За 11500 км цепь и звёздочки пришли в полную негодность. Ввиду предстоящего дальняка пришлось менять. Установил опять сзади проточенную звезду от Минска 42 зуба, кировскую цепь, 14-ю переднюю звезду, всё 428. Насколько повысилась плавность хода! Но жаль было такое гробить в ближайшем дожде. Решено, ставлю Минскую защиту цепи с резиновыми чехлами. Приобрёл чехлы, задний кожух пластиковый. На всё - 70 грн. Продавец, извиняясь, сказал, что китайских чехлов нет, есть только фирменные белорусские, потому и чехлы 52 грн. Пощупал - мягенькие, не должны трескаться. До этого в другом магазине щупал такие же, но китайские. Дубовые, там пластика больше, чем резины.
Взять то взял, а как поставить? С завистью посмотрел фото тех, кто уже поставил. Но у них маятник прямоугольный на всём протяжении. А у меня круглый, переходящий в пластину, к которой крепится ось. Прижимать к пластине нельзя, спереди кожух упирается в круглую трубу, перекосит. Нужен зазор 3,5 мм. Разобрал позавчера вечером колесо, начал прикидывать. Самый простой вариант - прикрутить через втулки кожух к кронштейнам, что остались от металлической защиты. Но ведь кожух при натяжке цепи должен смещаться! Отпадает. В конце концов пришло решение.
На левом полукожухе спилены выступы, они ни к чему, и мешали. Из листа 3 мм выточена планшайба и приварена к левой распорной втулке с таким расчётом, чтобы от кожуха до плоской поверхности маятника остался зазор 3,5 мм. В планшайбе сделаны 4 отверстия М4. В кожухе просверлены отверстия и винтами прикручен к планшайбе. Прикинул - то что нужно. Так, но появилась ещё одна проблема. Нужно сделать стопор от проворота кожуха при движении. При затяжке оси распорную втулку сдавливает так, что провернуть нельзя, но чем чёрт не шутит. И не забываем, два сантиметра хода на натяжку... у меня пластина маятника сложной формы, а нужна параллельно оси трубы маятника... Плюс не хотел сверлить новых отверстий в кожухе. Снова с тоскою посмотрел на фото владельцев плоских маятников. Полчаса раздумий. Потом сварка в руки и к маятнику приварена полоса металла, которая будет служить упором. А вместо одного стяжного винта кожуха поставлена более длинная шпилька М4. Всё, положение кожуха статически определимо, и не провернётся.
Установил чехлы, продел цепь. Слегка пришлось укоротить (опять же, с оглядкой на подтяжку). Как зафиксировать спереди? Рецепты других мне не подошли, а верхний чехол явно хотел залезть под ведущую звезду. Думать уже было некогда, проткнул оба чехла и притянул двумя хомутами к оси маятника. До конца сезона хватит, а зимою придумаю более изящное решение. Затолкал от души литола, тут уже кашу маслом не испортишь.
Стемнело, пора домой (делал на работе). Осторожно трогаюсь. Всё ОК. Разогнавшись на 3-й передаче, подумал, что я еду метро или на Жигулях с раздолбанным задним мостом. Чехлы издавали похожий вой, который был громче движка. Не превышая 50 км/ч, продолжаю поездку. С каждым километром гул становился всё тише, и я стал разгоняться до привычной скорости. И ещё меня сначала насторожило, а потом порадовало. Корма мопеда стала ощутимо мягче, думал подспустило колесо. Уж больно мягко было, непривычно. Приехав на стоянку, проверил давление - те же 2 атм. Странно. Возможно, голая цепь дёргается на ямах, и добавляет рывков. А чехлы амортизируют рывки, вот и мягкость. Интересно, так ли у других.
Сегодня утром вой ещё тише стал, слышно только выше 40 км/ч, и уже напоминает негромкое бормотание Икарусовского гидроусилителя.
В общем, вещь стоящая, дождь теперь встречаю смело. Да и внешний вид "взрослее"... Но владельцам Газелеподобных с круглым маятником будет нелегко проделать тоже самое. Как минимум должна быть сварка...