На Всемирном экономическом форуме израильский ученый Юваль Ной Харари рассказал о том, кто будет управлять жизнью на Земле
Мы, возможно, последнее поколение Homo sapiens. Через один или два века на Земле будут доминировать организмы, которые так же сильно будут отличаться от нас, как мы отличается от неандертальцев или шимпанзе. Потому что в будущем мы научимся видоизменять наше тело, мозг и наш разум. И это станет главным продуктом экономики XXI ст. Не материалы, не оружие, и не машины. А именно тело, человеческий мозг и разум.
Как будут выглядеть будущие хозяева планеты? Это решат те, кто владеет информацией. Только те, кто сможет контролировать информацию, будут контролировать жизнь на планете. Потому что сегодня информация – это самый важный актив в мире. (…)
Но что произойдет, если слишком большое количество информации будет сконцентрировано в руках небольшой группы избранных? Человечество разделится. Но не на классы, а на различные виды.
Люди вообще мало знают о себе настоящих
Почему информация так важна? Потому что мы достигли той точки, когда можем «взламывать» не только компьютеры, электронную почту, телефоны или банковские счета, но также человеческий и другие организмы. Для этого нужны все две вещи: большая вычислительная мощность и огромный объем данных, в частности биометрических, то есть информация о том, что происходит внутри моего тела и внутри моего разума.
До сегодняшнего дня ни у кого не было этих данных для «взлома» человечества. Даже у советского КГБ или испанской инквизиции, способных наблюдать за людьми круглосуточно, нет такой возможности. (…)
Но сейчас ситуация меняется благодаря двум революциям, происходящим одновременно. Первая – это развитие компьютерной науки (машинное обучение, искусственный интеллект), которая дает нам необходимую вычислительную мощь. Вторая – развитие биологии, в частности нейробиологии, что дает нам необходимое понимание, как устроен человеческий мозг. Суммировав полтора века биологических исследований со времен Чарльза Дарвина, то, что сейчас происходит, можно выразить тремя словами: организмы есть алгоритмы. Это огромное открытие, что все организмы – от вирусов, бананов и до человека – есть всего лишь химические алгоритм. И мы сейчас изучаем то, как решить эти алгоритмы.
Когда две революции – компьютерная и нейробиологическая – объединятся, что мы получим? Возможность «взломать» человечество. И возможно, самое важное изобретение этих революций – биометрический сенсор, переводящий биохимические процессы в нашем теле и мозге в электронные сигналы, которые может анализировать компьютер.
Расшифровав эти алгоритмы и получив необходимые данные, можно создать существ, которые будут лучше людей. Но как эти новые люди впоследствии будут применять эти технологии, честно говоря, не представляю.
Сейчас этот процесс ведется по трем направлениям. Во-первых – биоинженерия. Ученые выращивают новые органы, вмешиваются в организм на генетическом уровне. Во-вторых – сочетания органического и неорганического. Например, компьютерный интерфейс в вашем мозге или «запасная» иммунная система. В этом случаем ваш мозг остается вашим мозгом, даже несмотря на то, что подключен к различным устройствам. Третье – и это самое радикальное направление – создание полностью неорганической формы жизни. Можно ли это сделать? Вопрос пока открыт. Возможно, с неорганическими формами жизни у нас ничего и не получится, но все больше ученых уверены, что рано или поздно это произойдет.
Люди вообще мало знают о себе настоящих. Поэтому алгоритмы – реальный шанс узнать себя лучше. Приведу пример из личной жизни: в 21 год я осознал, что я гей. Хотя ранее это отрицал. Я – не исключение. Многие геи живут, отрицая этот факт, и не знают о себе нечто очень важное.
Представьте себе ситуацию, когда через 10–20 лет алгоритм сможет говорить тинейджеру о его ориентации. Алгоритм отслеживает движения ваших глаз, давление, активность мозга и сообщает вам, кто вы на самом деле. Даже если скрывать свою ориентацию от друзей, коллег и самого себя, эти данные могут получить Amazon, Google, Facebook. Алгоритмы, следящие за вами, сообщат, что Coca-Cola, если компания захочет продать вам свой напиток, не должна показывать вам рекламу с обнаженными девушками. Вы этого даже не заметите, но корпорации прекрасно знают, что эта информация стоит миллиарды.
Как регулировать тех, кто владеет информацией? Кому принадлежит информация обо мне? В настоящее время большая часть данных принадлежит корпорациям, и многих это беспокоит. Но если правительства национализируют информацию, это приведет к цифровой диктатуре.
Когда у нас будут алгоритмы, способные понимать меня лучше, чем я сам себя, они смогут предсказывать мои желания, манипулировать моими эмоциями и даже принимать за меня решения.
Поэтому если мы не будем осторожными, наступит эра цифровой диктатуры.
Возьмем, к примеру, Северную Корею. Скажем, люди там будут носить специальные биометрические браслеты. Когда человек войдет в комнату и увидит портрет очередного вождя, браслет «считает» его эмоции, давление и передаст эти данные в соответствующие органы. Так и будет выглядеть цифровая диктатура.
Контроль информации позволит мировым элитам "взламывать" организмы, и так образом «перестроить» все наше будущее. Это будет величайшая революция в истории всего живого на Земле. (…)
Сейчас эволюция с помощью естественного отбора заменяется эволюцией с помощью разумного замысла. Замысла не Бога, а человека. Наше будущее будет определять не Бог на облаке, а облачные сервисы корпораций. Если не урегулировать этот вопрос, крошечная группа людей, элита, получит доступ к информации и будет определять будущее жизни на Земле.
Многие политики похожи на музыкантов: они играют на человеческих эмоциях. Политик произносит речь или пишет твит – и вся страна охвачена страхом. Поэтому я не думаю, что стоит давать этим «музыкантам» подобные инструменты. И уж тем более не следует доверять им жизнь во Вселенной. У них даже нет своего видения будущего. Они способны только фантазировать о прошлом. (…)
Так кому должна принадлежать информация? Откровенно говоря, я не знаю. Дискуссия об этом только началась. Нельзя ждать быстрого ответа на этот важный вопрос. К обсуждению должны подключиться ученые, философы, юристы и даже поэты. Ведь от ответа на этот вопрос зависит будущее не только человечества, но и самой жизни на нашей планете.