Таинственная крепость, построенная более тысячи лет назад, овеянная тайнами и легендами, видевшая времена расцвета и упадка многих славных фамилий и пережившая само время.
Крепость Ракоци или замок Шарошпатак, до сих пор выглядит грозно и необычно, разительно отличаясь от других замков.
Именно туда мы и решили отправится в этот раз.
Координаты найдены и забиты в навигатор, мотоцикл проходит тщательный тех осмотр – пошатал пальчиком цепь, пнул колесо, проверил, горит ли фара. Фара это важно – за границей она должна гореть постоянно.
И, между прочим, у меня установлен линзованый ксенон.
Поначалу, при первых поездках, переживал по этому поводу - и как оказалось зря – никому до этого нет дела.
Так же в навигатор, в тайне от жены, отправились ещё одни координаты – горного озера Тарн на горе Медер, признанного в 2011 году самым красивым местом Венгрии.
Цапанул я их совершенно случайно – мышка остановилась в GooglEarth недалеко от Шарашпатака и выскочило безумно красивое фото. Открыл и обалдел – отвесные скалы, внизу озеро.
Понятия не имею где это, можно ли проехать - но про себя твёрдо решил там побывать.
Официальная легенда поездки выглядела так:
- Дорогая, а не прокатится ли нам по ровным европейским дорогам до красивейшего древнего замка в этот прекрасный субботний день?
Не официальная: Ехать через какую-то глушь к замку, лазить, смотреть, потом непринуждённо предложить взглянуть на живописное озеро, до которого буквально пару километров и попытаться проэндурить со вторым номером по бездорожью и каким-то виноградникам в гору, причём дороги через гугл там не видно.
И вот ранним утром, в предвкушении новых впечатлений (каждый своих, но неизбежно обречённых стать общими, ха-ха) мы стартовали в сторону границы.
В виде развлечения решили пересечь границу не под Берегово, как раньше, а возле Чопа на пункте пропуска «Чоп — Захонь». Это была ужасная ошибка.
Второстепенными дорогами мы добрались до Чопа и, проехав город насквозь, крутанулись, выезжая на трассу к таможне.
Но тут сюрприз – дорога перекрыта, идёт реконструкция. Объехав по привычки очередь, встали на контроль – никого нет.
Ждём, ждём – никого. Пошёл в здание, нашёл женщину в форме, добрый день, где спрашиваю все?
В ответ грубый вопль - Идите к машине! – как на х… послали.
Прибежало пару пограничников, суета, крики – после Лужанки это почти шок – бардак полнейший.
Наконец, потеряв 20 минут, выезжаю с таможни в сторону моста, соединяющего наш берег и Венгрию. Обнаруживаю машины, стоящие в очереди такой длинны, что занят весь мост.
Едем в обход, но и тут таможенник удивил:
- Стой! Куда? – торможу и смотрю с укоризной – он понял и исправился
- А! Вы на мотоцикле, ну давайте аккуратненько! - пропускает
Мост очень узкий, две машины во встречном направлении расходятся впритирку. Наша полоса вся занята – не протиснуться.
И что делать? Едем по встречке моста, не зная, как к такой наглости отнесутся Венгры.
Их таможня забита до отказа – проскочив между бамперами машин, даже уехали чуток дальше, чем контроль – в результате выскочил перепуганный таможенник.
(Вах-вах! – несанкционированный прорыв границы! Байкеры атакуют!)
Я его успокоил, сдал назад, подоткнув бампер какой-то машины. Быстро сунул документы, ответил на пару вопросов типа куда едешь?, сигареты есть? – прошёл контроль и наконец, вырвался на дорогу, ведущую в Кишвард.
Вместо привычных десяти минут потерял полчаса. На совместном консилиуме решили, что больше сюда ни ногой, обратно будем ехать на Берегово.
Началось уже знакомое 50-90-50, дорога хорошая, быстро добрались до кольца возле Кишварда и резко ушли на второстепенную дорогу в северном направлении.
Через десяток километров начали встречаться ямы, дорога стала портиться всё больше и больше. Вот так так – и в Венгрии есть плохие дороги.
Дальше больше - пошли ограничения скорости 40, а иногда и 20км/ч.
Поначалу даже пытался следовать знакам, а потом плюнул на это дело.
Наконец мы добрались до города Щарашпатак и проезжая реку увидели те необычные очертания каменной башни.
Говорят, что замок был соединён с другими при помощи подземных ходов, часть которых сейчас используют как винные подвалы.
А ещё ходит легенда про одного находчивого студента, который приручив галку, каждый день отправлял её в замок, где птица воровала драгоценности и приносила их своему хозяину.
Навигатор провёл нас по кругу и вывел на автомобильную парковку. Там мы оставили мотоцикл и вещи.
Кстати изображение этой крепости украшает купюру в 500 форинтов.
Настоящие герои – всегда идут в обход! Следуя этому правилу, спустились к реке и отправились вдоль берега и защитного вала, изучать фортификационное строение.
Вышли к настоящему амфитеатру
и проникли к центральному входу через боковую стену.
Именно здесь было обнаружено, что встали то мы рано, но проснулись не все…
И кто-то одетую на изнанку майку переодевала непосредственно под величественными стенами в укромном уголочке…
Напротив замка расположена церковь, у входа которой такая скульптурная композиция.
На ней святая Эржебет. Родилась в городе Шарошпатак, вышла замуж принца Людовика в 14 лет, умерла в 24, родив мужу троих детей. Прославилась состраданием к простым людям.
Даже умудрилась притащить больного ребёнка в супружескую постель. И как то даже хотела продать замок, чтобы помогать бедным.
Основала в Марбурге больницу, где трудилась наравне с другими. Её муж погиб от чумы во время очередного крестового похода.
Зашли в какой-то «музей?» напротив – там никого, только скульптуры стоят.
Хлебнули воды из таких вот красивых кранов
Нас долго мучил вопрос, сколько стоит посещение замка – теперь могу сказать точно – нисколько. Можно лазить, осматривать как внешний двор, так и внутренний. Платным является только вход во внутренние помещения замка.
На территории расположены и раскопки ещё более древнего замка.
Спустились между стен и обнаружили детский городок со средневековыми аттракционами.
К этому времени жара достигла своего апогея - лето как ни как.
Настало время воплощать в жизнь мой хитрый план:
- Тут недалеко, всего с десяток километров есть живописное озеро – поехали, посмотрим?
- Озеро? Недалеко? – слова упали в благодатную почву и вот мы снова мчимся на встречу приключениям на свою ж..
Потому, как всем известно, что ж.. без приключений просто унылые булки.
Навигатор благополучно вытащил нас из города и привёл к склонам гор, засаженных виноградом.
Виноградники тянулись на столько, на сколько глаз видит.
Грунтовая каменистая дорога уходила вверх на гору.
По дороге пешком шли люди – мы были на правильном пути, поэтому смело двинулись вверх.
Вскоре подъём стал настолько крутой, что тропа пошла серпантином с очень крутыми поворотами.
Приходилось практически лежать на баке.
На одном таком зигзаге, переднее колесо всё же поднялось в воздух, и я, теряя управление, начал падать на бок. Понимая, что выставлять ногу бесполезно, всё равно с пассажиром мне не удержаться – плавненько ложимся. Жена успевает соскочить в момент падения, а я же остаюсь под аппаратом.
Глушу двигатель, начинаю извлекать придавленную ногу – подбегает рядом оказавшийся венгр и помогает поднять мотоцикл.
Благодарю его по-английски, осматриваю на наличие повреждений – ни царапинки, осталось только отряхнуть пыль и в путь.
Опасаясь повторения подобного, прошу супругу остаток пути наверх пройти пешком.
И не зря – тропа изобиловала поворотами и крупными камнями, по которым приходилось скакать.
В одном месте я проскочил развилку пойдя по навигатору.
Так вот жена на той развилке, пока как следопыт оттиск моих протекторов искала, наткнулась на пару достаточно солидных венгров, вероятно супругов, и попыталась у них узнать дорогу.
Но на вопросы про то спикают они или шпрехают, те только головой мотали и отвечали НЭМ. Но, наши женщины самые сообразительные женщины в мире и на вопрос «моторка куда» моя супруга наконец-то получила жест пары рук в нужном направлении, спасибо добрым людям!
К тому времени я выскочил наверх к озеру и у меня перехватило дух – так красиво!
Оно окружено скалами высотой до 70 метров над поверхностью воды.
Пока мы отдыхали на верху, пили водичку, что вы думаете? – наверх выскакивает ещё один мотоцикл!
Надо видеть глаза водителя, который увидел нас у озера – и я его понимаю – едешь, думаешь что совершаешь почти невозможное и тут бац – уже кто-то есть на вершине.
Знакомимся – парень с девушкой из Будапешта, тоже приехали посмотреть на уникальное озеро.
Мотоцикл у них мощный, и глядя на наш он уточняет – я точно на нём поднялся по этой ужасной дороге? И получив утвердительный ответ, поднимает палец верх и говорит:
-Супер!
Делаем фото на память и отправляемся полазить вокруг озера. Нереально красиво!
Замечаю пару отверстий правильной формы прямо в скале. Конечно, идём туда – оказалось внутри скалы выбиты две комнаты. Как потом прочитал – в них жили рабочие, которые добывали камень, а само озеро образовалось на месте его добычи.
Камень использовался как для строительства замка, так и делали из него жернова для мельниц. Видите на фото посреди озера круглый столб несколько метров в диаметре?
Вылезли на самую верхнюю точку горы, погонялись за ящерицами. Попытался одну напугать, но венгерская ящерица по-русски не понимала, поэтому просто смело убежала.
Берега озера в опасных местах оборудованы перилами и смотровыми площадками – удобно.
Но мы, конечно же, нашли места, где этого нет – полезли по скале вокруг озера и спустились по другому берегу в проход, по которому вывозили камень.
По нему добрались до озера. Возле воды среди скал прикольное эхо.
Спуск обратно представлял собой следующую картину – я потихоньку еду, жена идёт за мной.
Склоны горы тоже покрыты виноградниками, но заброшенными.
Сняв пробу с винограда, скачем по склону вниз. А затем на всех парах несёмся обратно.
Путешествуя по Венгрии – обязательно побывайте на этом озере – не пожалеете.
Трек с навигатора: