Дипломатическая войнаДипломатическая война набирает обороты. В отношении Британии принято несимметричное решение: из России вышлют больше сотрудников посольства Великобритании, чем выслали российских. Применен принцип паритета, где число всех сотрудников посольств и консульств в наших странах уравнивается. Попутно под замес попали немцы - из Москвы высылают двух немецких военных и двух сотрудников спецслужб Германии.
( Свернуть )Однако нужно отметить, что попытки "перехватить" инициативу все равно являются рефлекторными - это ответ на действия "партнеров", объектное поведение, что вполне устраивает тех, кто запустил исходный процесс. Кремль поставили в рамки, из которых он не может (или не понимает как) вырваться.
В этих рамках Запад оставляет за собой право на новый ответ, так как высылка дипломатов в его версии связана с нападением на Великобританию, а потому любые действия России рассматриваются не как ответные, а как новый раунд противостояния. То есть, русские виноваты самим фактом ответа.
Что с этим всем делать, наши, похоже, не понимают, а потому покорно идут в заданном направлении. Для Запада формирование образа страны-нарушителя всех мыслимых цивилизованных норм укладывается в общую концепцию создания вины России, в конце которой неизбежно встает вопрос: а что с этим всем делать?
Война, которой стращают (во всяком случае прямая и глобальная) в этих сценариях никем всерьез не рассматривается. Такой исход никому не нужен, хотя вероятность того, что палку перегнут, естественно, существенно возрастает. Локальный периферийный конфликт - да, возможен, и более чем вероятен. В Сирии, на Украине или в Афганистане (где резко обостряется напряженность) - неважно. Локальный конфликт, в котором у России нет шансов победить (в лучшем случае есть микроскопический шанс не проиграть) - это жирная точка перед постановкой ультиматума, который сейчас и готовится. Дипломатические конфликты здесь призваны обострить напряженность и подготовить западное общественное мнение к более жесткому сценарию, в котором образ зла в виде России уже сформирован всем предыдущим конфликтом.
При этом Россия не готова к локальному военному столкновению с Западом ни психологически, ни в материальном мире. Наша зомби-общественность и пропаганда, конечно, на этот счет имеет свое мнение, весьма сферическое, но ни единого шанса в случае периферийного конфликта у России нет. А значит - Кремль будет избегать его любой ценой, торгуясь и сдавая позиции постепенно, лишь бы избежать того самого ультиматума.
Пока неясно, что Кремль может сделать, чтобы "выскочить" из заданных извне рамок. Конфликт развивается по предсказуемому сценарию, пространство решений слишком узкое, субъектность Кремля минимальна. Остается нажимать на пропаганду, совершая внешне эффектные, но совершенно неэффективные с точки зрения результата действия.
Строго формально, перехватить инициативу возможно, поставив Запад перед таким же тупиком, в котором находится сегодня Кремль. Но для этого нужно выбить у него главный козырь - тот образ зла, которым сейчас Запад стращает свое общественное мнение и ради чего совершает все нынешние мероприятия. Увы, но сейчас это исключено, так как Запад эксплуатирует тему персонификации абсолютного зла в образе конкретного персонажа - Путина. При этом Кремль наоборот - сделал ставку на максимальную легитимность Путина через невероятный процент на выборах, чем только порадовал своих западных партнеров: теперь и весь российский народ разделил со своим фюрером ответственность за все безобразия, которые и являются поводом для нагнетания напряженности для Запада.