Отчет по доработке стокового вариатора.
Так как катался на немного тюненом подвижном шкиве Betella (спасибо AlexForza), появилась идея попробовать "запилить" уже немного подуставший стоковый подвижный шкив. Так сказать вдохнуть в него второе дыхание
Как показала практика, стоковый вариатор едет бодро лишь в диапазоне с 0 до 80 км/ч (по приборке), а далее немного перекручивает. Другими словами крейсер на стоковом не ахти какой.
А как все прекрасно понимают, чем меньше обороты тем меньше расход и тем менее изнашивается двигатель. Крутить постоянно до 7...7,5 тыс.об/м не айс, с такой ездой, почти под красную зону, мотор скоро может сказать пламенный привет.
Так как имеется практика езды:
- на стоковом убитом подвижном шкиве;
- на немного тюненом подвижном шкиве Betella;
- на полностью новеньком стоковом оригинальном;
- на еще не "ушатаной" стоковой трансмиссии (мот знакомого),
то имеется почти полное представление о том, что можно выжать из нашего максика в части крейсера - соотношение оборотов к скорости и всей ТОНКОЙ работе вариатора в целом.
Ибо, как надеюсь всем известно, сам вариатор, как механизм в целом, довольно тонкий и сложный механизм на самом деле, в котором каждая деталь и ее геометрические параметры, ОЧЕНЬ сильно влияют на работу вариатора в целом.
Малейшее отклонение в геометрии одной из детали, меняет поведение всех остальных.
---
Максискутер Forza (Jazz, Reflex) был спроектирован в основном для города. Его вариатор так же имеет особые характеристики и конструктивные особенности, для того чтобы чувствовать себя в городе комфортно. А именно быстро ускорятся со светофора и на ходу в потоке авто, которые двигаются в городе в основном не более 60-80 км/ч.
Сама концепция модели Forza была направлена на спортивность. Такой себе городской, молодежный резвый максискутер для города.
---
Есть максискутер Foresight 250 (FES250), это тот же мотор, только другой кузов. Так как его чертах никакой спортивности нет, его вариатор имеет ряд отличий от Forza. А именно: все ролики одинакового веса, дорожки в подвижном шкиве так же одинаковой геометрии, но все длинные, не так как у нашего три дорожки крутые и короткие, первичный вал редуктора тоньше, ибо на него нет таких нагрузок при старте.
---
Тюненый вариатор Betella показал, что максик может держать крейсер 100 км/ч при 6000 об/м.
При этом динамика набора скорости, отклика на ручку газа - как у тепловоза, открутил и линейно, особо не спеша ускоряешься. При этом на старте, если еще и нагружен, присутствует букс ремня. Такова геометрия дорожек, как оказалось. Слишком рано выводит ремень на радиус, при этом мотор не успевает набрать необходимый момент.
Уменьшение веса роликов немного меняет ситуацию, но он теряет свои крейсерские характеристики.
---
Так же, как показала практика, довольно сильно влияет жесткость пружины торкдрайвера.
При определенной настройке, с помощью капронового стакана и проскальзывающих шайб под пружину, можно добиться баланса. Не теряя в крейсере, а так же не теряя "зацеп". Сильно мягкая пружина не дает нужно прижимного воздействия на ремень, что при наборе с пассажиром или весом даст букс ремня.
---
Более длинные дорожки для роликов, дают больший диапазон хода подвижного шкива. Чем дальше они разойдутся, тем на больший радиус на переднем шкиве выйдет ремень и на более меньший выйдет на заднем шкиве (торкдрайвере).
Так же удлинение пальца с 62 мм до 63 мм дает немного более плавный и ровный старт, меньшую вибрацию на холостых и на малых скоростях.
---
В стоковом подвижном шкиве я доработал все дорожки таким образом, чтобы все ролики выходили в максимально отдаленном от центра положении, на одну высоту между собой, а так же на одно и тоже максимально возможное расстояние.
Так как стоковый подвижный шкив сделан методом литья, и особо не балансировался, пришлось на токарном станке базироваться на оправке на внутренне отверстие под палец и убрать ребра жесткости по наружному радиусу. Они служат как ребра жесткости так и охлаждение самого шкива при работе. Но как показал опыт, при проточке, как раз это литье и было дисбалансировано (немного криво вылито), что давало вибрацию на определенных оборотах. НА тюненом вариаторе вибрация как таковая отсутствует, ибо сам шкив изготовлен особо точно.
По аналогии с ним, и была проделана доработка.
---
В итоге паразитные вибрации ушли, динамика стокового подвижного шкива осталась и добавился крейсер при тех же 100 км/ч и 6000 об/м.
Что не может не радовать.
Вес роликов оставил прежний стоковый 156 гр. по итогам испытаний.
---
Важный момент, ОЧЕНЬ важна настройка жесткости пружины торкдрайвера!
Изначально у меня была пружина торка высотой 108 мм (синего цвета), капроновый стакан (буртик под пружину толщиной 2 мм, и проскальзывающая шайба под пружину торка 0,5 мм.
Капроновый стакан я убрал и добавил еще одну шайбу.
Таким образом общая высота составила
109 мм, вместо 110,5 мм.
---
Таким образом имеем стоковую динамику, отклик газа на оборотах, крейсер 100 км/ч при 6000 об/м (реальные 90...92 км/ч) и меньший расход