1. явовские двигатели, на 2 цилиндра, в отличие от ижаков, особенно - планеты (о ПСе и не вспоминаю), можно запустить рукой. в этом да, чехи сделали по красоте. только если подшипники коленвала разбиты, то беда с этими контактами. и родной РР нуждался в замене. как правило, делали от явыпереходной, выносили над карбом. что удобно = 1 винт и подгинать контакт на сработку. все определялось на слух по оборотам и контрольке в приборке. ночью на усиленном геныче ехать проблемаьтчно. устанавливали свет помощнее, от чего страдал запуск. если на родном геныче вишневку можно было по двору толкнуть и со 2 передачи запустить, то с новым надо было вдвоем некисло толкнуть, прыгнуть на сидуху, чтоб дать сцепление с асфальтом, выкрутить двигатель на обороты а потом еще умудриться удержаться за рулем, т.к. ява сразу подхватывала и пыталась закозлить. было и такое. зато свет веселее, но только на оборотах. на малых всегда шел разряд аккума, а там он и так малохольный и 6 вольт.
2. какая лапка? КПП? не верю. там колено ниже. глушак бы цепанул, ну, колено глушки. осмотрите визуально, где могло чиркануть. есть скромное предположение, что чиркало в задней части глушки-дудочки. знаю, что я подрезал и смещал перегородки вперед. правда, по лругой причине - ява же для понту. особенно, молодому пацану. не прокатиться перед мокрощёлками на заднем колесе - не комфильо. а т.к. это не пеналка питерской сборки, где трубы уже шли задранными, то всегда ложилась ява на глушаки. красиво было - искры летели. но снизу всегда были сплющенными и ободранными
но то такое, баловство. всякая фигня в попе и голове была. как говорится, "хороший понт - дороже денег"
но я бы переобул и передок под 18 колесо, если есть возможность. два дюйма дают некислую разницу в управляемости по плохой дороге. особенно - рвы и грунтовка, накатанные проселочные. а звезды - то фигня, можно подобрать. положим, будет меньше переть по скорости, но не будет ни вибрации ни дискомфорта