Вот что нашел по этому поводу.
1.
Движении в колонне 1. Обязанности участников колонны.
1.1. Обязанности Ведущего колонны:
1.1.1. Ведущий колонны обязан быть опытным мотоциклистом, умеющим анализировать и прогнозировать развитие дорожных ситуаций.
1.1.2. Ведущий обязан соблюдать (соотносить свои действия) ПДД.
1.1.3. Ведущий обязан вовремя и внятно показывать сигналы по колонне.
1.1.4. Ведущий обязан при маневрировании (начале движения, остановке, перестроении, обгоне) сообщать о своем решении Замыкающим.
1.1.5. Ведущему запрещается начинать движения без разрешения замыкающего.
1.1.6. Ведущему запрещается при обгоне или перестроении на левую полосу начинать маневрирование без разрешения Замыкающего.
1.2. Обязанности Участника колонны.
1.2.1. Участник колонны обязан знать и выполнять настоящие Правила.
1.2.2. Участник колонны обязан выполнять требования Ведущего и Замыкающих.
1.2.3. Участник колонны обязан уметь ездить параллельно на одной скорости в паре.
1.2.4. Участник колонны обязан соблюдать дистанцию.
1.2.5. Участник колонны обязан передавать проходные сигналы по колонне и подавать собственные сигналы внятно и своевременно.
1.2.6. Участник колонны обязан соблюдать ПДД (особенно при переезде регулируемых перекрестков и ЖД переездов).
1.2.7. Участник колонны обязан иметь технически исправное транспортное средство (особое внимание следует уделить тормозной системе).
1.2.8. Участник колонны обязан предупреждать на остановках Ведущего и Замыкающего о возникших в дороге технических неисправностях своих транспортных средств или транспортных средств впереди идущих участников колонны, о выбывании из колонны, а также о не поднятых подножках (если есть) впереди идущих участников колонны при начале движения.
1.2.9. Участнику колонны запрещается совершать маневры без подачи соответствующих знаков.
1.3. Обязанности замыкающих колонны.
1.3.1. Замыкающий колонны обязан соблюдать п.п. 1.2.2-3, 1.2.5-7.
1.3.2. Замыкающий колонны обязан свои действия согласовывать с ведущим.
1.3.3. Замыкающий колонны обязан следить за участниками колонны.
1.3.4. Замыкающий колонны обязан предупреждать ведущего о разрыве колонны.
1.3.5. Замыкающий колонны обязан пресекать действия водителей автомобилей или мотоциклов, не участвующих в колонне, пытающихся разорвать или вклиниться в колонну.
2. Дистанция.
При движении в колонне в соответствии со скоростью движения следует выбрать дистанцию (расчет ведется из длины 1.5 корпусов самого длинного легкового автомобиля - ВОЛГА и изменения тормозного пути от скорости ):
2.1. От 0 до 40 км/ч - дистанция должна составлять ~8 м (Начало движения, разгон).
2.2. От 40 до 60 км/ч - 11-12 м (движение в населенных пунктах).
2.3. От 60-80 км/ч - 15 м (движение по трассе).
3. Сигналы, подаваемые рукой.
3.1. Сигналы, подаваемые рукой, подразделяются на проходные по всей колонне, личной необходимости и сигналы, принятые ПДД (повороты, торможение).
3.2. Все сигналы подаются заблаговременно до начала выполнения маневра.
3.3. Сигналы, подаваемые Ведущим, дублируются всеми участниками колонны.
3.4. Любые маневры колонны и манипуляции в колонне начинаются с подачи группы сигналов, состоящей из двух и более сигналов.
Первый сигнал - ВНИМАНИЕ! - поднятая вверх рука не менее 2 секунд- для исключения неверной трактовки обычных (любых) движений руками участников колонны (далее восклицательный знак в скобках (!)).
Второй сигнал - сигнал, несущий информацию о намерении совершить маневр (остановке колонны, о смене движения по полосе, повороты и т.д.)
Далее:
- остановка - поднятая вверх рука не менее 10 секунд,
- поворот или перестроение налево - вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
- поворот или перестроение направо - вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
- выбывание из колонны - опущенная вниз левая рука,
- предложения обогнать себя - горизонтальные движения вытянутой левой рукой против хода движения.
3.5. Проходные знаки подаются Ведущим колонны и передаются одним из участников каждого звена колонны (транспортным средством, занимающим одну полосу целиком или параллельно следующим двум мотоциклам без боковых прицепов) последующему звену.
3.5.1. Поворот или перестроение налево -
3.5.2. Поворот или перестроение направо -
3.5.3. Остановка -
3.6. Знаки личной необходимости подаются для предупреждения последующих звеньев о намерении совершить следующие маневры:
3.6.1. Выбытие из колонны с торможением - 3 раза (!)-( ), (например, из-за технической неисправности транспортного средства).
3.6.2. Выбытие из колонны с ускорением - 1 раз (!)-( ), (например, из-за принятия участником колонны решения изменить маршрут следования).
3.4.3. предложение обогнать себя из-за нежелания участника колонны рвать свое звено - 3 раза или более (!)-( )
4. Сбор колонны.
4.1. Сбор колонны производится в заранее назначенном месте и в заранее назначенное время
4.2. Построение колонны производится через 1 час после времени сбора колонны.
4.3. Начало движения через 15 минут после времени построения колонны.
5. Начало движения.
5.1 Начало движения от места сбора колонны.
5.1.1. Участники колонны должны запустить двигатели транспортных средств и прогреть их.
5.1.2. В случае необходимости большего времени для запуска и прогрева двигателя, участник колонны должен вытянуть руку более 15 секунд вверх тем самым предупреждая Замыкающих о неготовности.
5.1.3. Замыкающие и каждый участник колонны после посадки на мотоциклы, должны проследить за подножками впереди стоящих мотоциклов и предупредить их владельцев в случае необходимости.
5.1.4. Один или двое из Замыкающих перекрывает полосу, на которую должна выехать колонна и убедиться в том, что движению колонны ничто не мешает.
5.1.5. Замыкающие по рации связываются с Ведущим и дают ему разрешение начать движение.
5.1.6. Ведущий колонны должен показать (!)-( ) и начать разгон с выездом на освобожденную полосу.
5.1.7. Прикрывающие Замыкающие присоединяются к колонне только тогда, когда выедет транспортное средство последнего участника колонны.
5.2. Начало движения от места отдыха или остановки.
Места отдыха или остановки, а также заправки заранее обозначаются при составлении маршрута движения колонны и оглашаются всей колонне.
Возможно, что к колонне захотят примкнуть мимо проезжающие мотоциклисты, но так как они могут не быть ознакомленными с Правилами, то:
5.2.1. Ведущий и Замыкающие знакомят желающих примкнуть к колонне с правилами и основными положениями езды в колонне, излагают требования и нормы поведения.
5.2.2. Один Замыкающий замыкает основную колонну, другой замыкает присоединившихся.
5.2.3. Далее по п.п. 5.1.1 - 5.1.3.
5.2.4. Последний Замыкающий перекрывает полосу, на которую должна выехать колонна и убедиться в том, что началу движения колонны ничто не мешает.
5.2.5. Далее по п.п. 5.1.5 - 5.1.7.
5.2.6. На следующем остановочном пункте последний Замыкающий решает, кому можно встать в колонну и предупреждает о своем решении Ведущего.
5.2.7. Присоединившийся встает на место, указанное ему Замыкающим.
6. Положение на проезжей части.
Положение на проезжей части выбирается Ведущим из соображений безопасности колонны и в соответствии с дорожной ситуацией.
7. Маневрирование.
7.1. Перестроение влево на более скоростную полосу.
7.1.1. Ведущий заблаговременно предупреждает о своем намерении по рации Замыкающих.
7.1.2. Замыкающий перестраивается на левую полосу продолжая движение с изначальной скоростью.
7.1.3. Замыкающий связывается с Ведущим и дает ему разрешение на начало маневра.
7.1.4. Ведущий пропускает все попутные транспортные средства и подает сигналы о начале поворота налево.
7.1.5. Ведущий перестраивается в левую полосу.
7.1.6. Участники колонны перестраиваются в левую полосу вслед за Ведущим.
7.1.7. Замыкающий, после перестроения последнего звена колонны информирует об этом Ведущего.
7.2. Поворот налево.
7.2.1. П.п. 7.1.1. - 7.1.7.
7.2.2. Ведущий подает сигнал о торможении и начинает снижать скорость.
7.2.3. Ведущий подает сигнал о повороте налево и начинает выполнять маневр.
7.3. Обгон.
7.3.1. П.п. 7.1.1. - 7.1.7.
7.3.1. Ведущий увеличивает скорость.
7.3.2. После опережения обгоняемого транспортного средства на безопасное расстояние подает сигнал о перестроении вправо.
7.3.3. Ведущий перестраивается в правую полосу.
7.3.4. Участники колонны за Ведущим увеличивают скорость и перестраиваются вправо.
7.3.5. После обгона и последующего перестроения вправо Замыкающий информирует об этом Ведущего.
7.3.6. По усмотрению Ведущего, скорость остается прежней или уменьшается.
7.4. Перестроение вправо, поворот направо.
7.4.1. Ведущий подает сигнал торможения.
7.4.2. После снижения скорости Ведущий подает сигнал о повороте направо.
7.4.3. Ведущий перестраивается или поворачивает направо.
7.4.4. Участники колонны вслед за ведущим перестраиваются или поворачивают направо.
7.4.5. После перестроения или поворота Замыкающие информируют об этом Ведущего.
7.5. Остановка.
7.5.1. Ведущий подает сигнал о торможении.
7.5.2. Ведущий снижает скорость.
7.5.3. Ведущий съезжает на обочину и останавливается параллельно дороге.
7.5.4. Участники колонны за Ведущим съезжают на обочину и останавливаются, соблюдая дистанцию и способ построения.
Остановка для отдыха, заправки - осуществляется только в заранее оговоренных местах и выполняется в соответствии с п. 6.2.2. и 6.2.3. В случае экстренных / незапланированных остановок завершать движение следует руководствуясь здравым смыслом и сложившейся дорожной ситуацией.
8. Заправка.
8.1. Места заправки обозначаются при составлении маршрута движения колонны и сообщаются всей колонне.
8.2. Места заправки определяются заранее исходя из минимального объема бензобака у Участников колонны и среднего расхода топлива транспортных средств Участников колонны.
8.3. Заправка является для всех обязательной вне зависимости от индивидуального расхода топлива и наличия топлива в баке.
9. Проезд перекрестков и ЖД переездов.
9.1. Все перекрестки и ЖД переезды следует проезжать строго соблюдая ПДД и используя необходимые сигналы руками (остановки, поворота и т.д.). Строго запрещается движение на запрещающий сигнал светофора (регулировщика).
9.2. Разрыв колонны.
9.2.1. В случае разрыва колонны Замыкающий предупреждает об этом Ведущего.
9.2.2. Ведущий принимает решение об изменении скорости либо об остановке и сообщает об этом Замыкающему.
9.2.3. Ведущему запрещается выполнять маневры, связанные с перестроением или поворотом налево или разворотом.
9.2.4. Один из Замыкающих становится во главу оставшейся части колонны.
9.3. Восстановление колонны.
9.3.1. После того, как оставшаяся часть догнала основную колонну, Замыкающий, возглавлявший оставшуюся часть, предупреждает сзади следующих участников колонны о намерении выбыть из колонны с торможением.
9.4. Замыкающий информирует Ведущего о восстановлении колонны.
10. Остановка, стоянка
10.1. Места остановки или стоянки обозначаются при составлении маршрута движения колонны и сообщаются всей колонне.
10.2. Остановка.
10.2.1. Транспортные средства располагаются на обочине параллельно дороге в порядке следования колонны.
10.2.2. Дистанция между транспортными средствами выбирается такой, чтобы самое крайнее слева транспортное средство могло беспрепятственно выехать на дорогу.
10.3. Стоянка.
10.3.1. Стоянка или ночевка осуществляется в местах, для этого разрешенных ПДД, кемпингах или полянах... рядом с которыми можно купить много пива и закуски, закадрить местных молодых селянок, подальше от мусарен и, желательно, не в хвойных лесах, поскольку подтираться нечем….
2.
Движение в колонне : общие правила и жесты
Всем нам иногда приходится ездить большой нескатанной колонной. Чтобы избежать досадных столкновений или просто раздражения на товарищей, пожалуйста, прочтите, распечатайте и соблюдайте следующие правила движения в колонне. Они опробованы и приняты в моторушных путешествиях, надеюсь, пригодятся и всей остальной мотобщественности. Замечания и предложения принимаются в конференции "Мототуризм".
I. Движения выполняет лидер колонны, все члены колонны их повторяют, чтобы они дошли до замыкающего
Левая рука горизонтально - поворот налево (разумеется, поворотник включен)Левая рука вверх, согнута в локте - поворот направо
Левая рука вниз, движения типа «погоди-погоди», как бы похлопываешь по лысине маленького толстого лиллипута - лидер видит опасность на дороге (яма,гайцы,сужение) или сигнализирует о том, что он принял решение об остановке.
Один палец левой руки вверх - в колонну по одному
Два пальца левой руки вверх - в колонну по два
Пять пальцев левой руки вверх - неожиданное препятствие, требующее объезда поодиночке (пробка, корова скачет по дороге, ящик с грузовика упал, гаишник из кустов выскочил и др.), встреча по окончании препятствия.
Движения левой рукой типа "проезжай, проезжай" – проезжай, все в порядке
Широкие взмахи обеими руками на обочине – проблема, всем остановиться
Мигания дальним светом и частые многократные звуковые сигналы – проблема у кого-то сзади, всем надо остановиться. Если сигналы не видят, все равно отставать вплоть до остановки. Предыдущий увидит и тоже остановится.
II. Каждый участник колонны держит такую дистанцию до впереди идущего, которая позволила бы ему безопасно оттормозиться до ПОЛНОЙ остановки, если впереди идущий, например, внезапно падает или врезается в неподвижное препятствие.
III. Каждый участник колонны следит не только за идущим впереди, но и за идущим сзади. Если задний отстает, необходимо отставать вместе с ним, не теряя его из виду. Если он остановился, тоже нужно остановиться. Идущий впереди сделает то же самое, и через километр-полтора вся колонна остановится.
IV. Друг друга в колонне не обгонять!!! Иначе каждому приходится рассредоточивать внимание не только вперед, но и назад. Это также сужает свободу перестроения.
V. Если кончается бензин (переключился на резерв или загорелась лампочка), осторожно обогнать всех в соответствии с п.VI и показать лидеру похлопывания по баку. Лидер при этом сворачивает на первую же пригодную заправку.
VI. Если возникает необходимость обгона впереди идущих, делать это так: приблизиться к впереди идущему так, чтобы он видел тебя в зеркала. Увидев маячащего позади товарища, впереди идущий делает кивок головой или приглашающий взмах рукой, означающий, что он пропускает ОДНОГО заднего вперед. Если он хочет пропустить больше, он делает ровно столько кивков или взмахов, сколько народу он хочет пропустить вперед, а потом, если он хочет перестроиться в середину колонны, включает левый поворотник.
VII. Всем и всегда на каждой заправке заправлять полный бак, под крышку, вне зависимости от того, сколько там бензина. Поверьте, это важно.
Движение колонной дает участникам определенные преимущества, но вместе с этим накладывает и некоторые новые обязанности.Например, недавно мне рассказали случай, когда групповая поездка закончилась трагично. А все из-за того, что ведущий мотоколонны по невнимательности пропустил левый поворот, второй мотоциклист заметил ошибку и решил повернуть, а третий мотоцикл влетел прямо в него в момент поворота.
Как же это могло произойти? При обсуждении этого случая было приведено мнение о том, что, если бы все соблюдали дистанцию, то действия второго мотоциклиста не привели бы к такому печальному результату, и никто в колонне, кроме ведущего (который укатил вперед) не пострадал бы - все успели бы вписаться в поворот. Может, так оно и есть, но каждый мотоциклист с опытом езды в колонне понимает, что принимать решения о том, где и когда изменять направление движения - исключительная прерогатива лидера колонны. Ведь могло случиться так, что у лидера были свои причины на то, чтобы пропустить запланированный поворот. Может быть, при приближении к повороту он стал понимать, что он вовремя не сбросил скорость и теперь группа движется слишком быстро, чтобы безопасно войти в поворот. (Опытный ведущий, как никто другой, должен понимать опасность вхождения организованной мотоколонны в поворот с превышением разумной скорости). Далее: что если второй мотоциклист совершил левый поворот не потому, что так была надо, а по причине возникновения механических проблем - например, у него лопнуло колесо и он ушел с траектории, и т.д. Поэтому правило тут одно для всех: все члены колонны обязаны всегда следовать за лидером, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЯ, КОГДА ЭТО ГРОЗИТ ЯВНОЙ ОПАСНОСТЬЮ. В описанном нами случае все остальные мотоциклисты (кроме замыкающего) должны были не поддаваться на "провокацию" и следовать дальше за лидером даже несмотря на то, что второй мотоциклист ушел с маршрута.
Небольшой пример: однажды бывший директор техасского отделения GWRRA (Gold Wing Road Riders Association) при ведении колонны мотоциклистов совершил поворот на слишком высокой скорости и ушел с основной трассы на второстепенную дорогу - казалось бы, согласно установленному маршруту. Но никто из "ведомых" не последовал его примеру - они были опытными людьми и знали, чем грозят такие шутки. В конечном счете не только ведущий и замыкающий, но и ты сам отвечаешь за свою собственную безопасность.
В описанном нами случае второй мотоциклист, следовавший за лидером, не обладал достаточными полномочиями, чтобы единолично решать, что теперь он становится лидером, и, если хотите, подобного рода поступки можно фактически расценивать как "бунт на корабле". Вместе с тем тот факт, что третий мотоциклист совершил наезд на впереди идущий мотоцикл, говорит о том, что он не соблюдал достаточную дистанцию, проявил невнимательность или оказался настолько ошарашенным неадекватной реакцией второго мотоциклиста, что не успел среагировать и предотвратить аварию. Независимо от того, какова была реальная причина, мотоциклистк следовавший в этой колонне третьим по счету, нарушил основополагающее правило члена мотоколонны: "Никогда не бей идущий впереди тебя мотоцикл!"
Если в колонне ты находишься в роли рядового участника, а не ведущего или замыкающего, твоя основная задача - 'station keeping', то есть поддержание необходимой дистанции между тобой и идущим впереди тебя мотоциклом. Учитывая, что внезапного развития аварийной ситуации наиболее вероятно ожидать именно спереди, мотоциклистам необходимо концентрировать свое внимание на дорожной обстановке впереди себя. Другими словами, опасно тратить слишком много времени на осмотр того, что происходит сзади в зеркала заднего вида. Отсюда исходит первоочередная задача члена колонны - соблюдение дистанции до идущего перед тобой и стремление любыми средствами избежать с ним столкновения.
Таким образом, если ты соглашаешься с этим высказыванием и знаешь, что все остальные участники поездки придерживаются этого мнения, то получается, что ты полностью доверяешь тому, кто едет в колонне вслед за тобой. Но тут тебе в голову приходит мысль о том, что вплоть до настоящего момента ты никогда не ездил с этим человеком в одной колонне... Ты даже не был знаком с ним до этой поездки… Более того, ведь обычно наиболее слабых и наименее опытных членов группы обычно ставят ближе к хвосту колонны… Это ли не идеальные предпосылки для аварии?
Вовсе нет! Ведь в хвост неопытных новичков как раз и ставят именно потому, что от них чаще всего можно ожидать создания аварийной ситуации. Будучи в хвосте, при падении они не потянут за собой всех остальных. Да и замыкающему легче наблюдать за ними, делать для себя выводы об их навыках и потом, на пит-стопах, давать им дружеские рекомендации на конкретных примерах. Что касается потенциальной опасности, которую они могут представлять для находящихся впереди них мотоциклистов, то не все так плохо, и это вполне исправимо. Приведу один лишь пример разумного поведения опытного мотоциклиста, который вдруг понял, что движущийся за ним в колонне новичок приблизился к нему на опасно малую дистанцию. Он просто подал новичку сигнал рукой, рекомендующий сбавить скорость и отойти на более безопасное расстояние.
Несмотря на то, что у большинства есть радиостанции, мы очень часто пользуемся сигналами рукой, чтобы те, у кого нет раций, были в курсе наших намерений. Существует четкое правило: все сигналы, подаваемые руками, должны дублироваться членами группы по направлению от головы до хвоста колонны. Однако некоторые рядовые участники пробега не считают нужным даже в случае необходимости подать такой сигнал первым, полагая, что это прерогатива ведущего. Все правильно, но ведь есть и исключения, например, опасность, оставшаяся незамеченной ведущим - в этом случае любой участник должен указать на нее всем остальным и привлечь их внимание. Выходит, что каждый отдельный член команды ВСЕГДА ИМЕЕТ ПРАВО подать сигнал рукой тем, кто едет позади него, чтобы они сбросили скорость и отдалились на безопасную дистанцию. Именно так снижается вероятность того, что менее опытный мотоциклист сзади тебя не успеет оттормозиться. Но вместе с тем никто, за исключением ведущего колонну не имеет права подавать знаки движущимся сзади об увеличении скорости! (Еще одно объяснение того, почему минимальная дистанция между мотоциклистами в колонне должна быть не менее 1 секунды, причем это минимально допустимая величина, которую члены команды могут увеличивать по своему усмотрению).
Как видно из всего вышесказанного, объяснения основополагающего правила, приведенного в заголовке данной заметки, слегка консервативны: "внимание должно быть сконцентрировано по фронту движения", "соблюдай дистанцию до движущегося впереди тебя мотоцикла"… Но придерживаясь этих заповедей, ты вскоре обнаружишь, что следишь за действиями впереди идущего мотоцикла куда внимательнее, чем за действиями ведущего колонны, тем самым обеспечивая пассивную безопасность себе и окружающим тебя товарищам (например, при движении колонны в шахматном порядке ты следуешь по правому ряду занимаемой колонной полосы - и замечаешь, что впереди на твоей траектории находится препятствие; согласно нашему основополагающему правилу, ты объедешь это препятствие не слева, а справа, чтобы не слишком приближаться к находящемуся впереди тебя мотоциклу и не приводить в замешательство заднего участника).
3.
Избегай удара в идущий впереди мотоцикл
Зазубри эту фразу наизусть
Движение колонной дает участникам определенные преимущества, но вместе с этим накладывает и некоторые новые обязанности.
Например, недавно мне рассказали случай, когда групповая поездка закончилась трагично. А все из-за того, что ведущий мотоколонны по невнимательности пропустил левый поворот, второй мотоциклист заметил ошибку и решил повернуть, а третий мотоцикл влетел прямо в него в момент поворота.
Как же это могло произойти? При обсуждении этого случая было приведено мнение о том, что, если бы все соблюдали дистанцию, то действия второго мотоциклиста не привели бы к такому печальному результату, и никто в колонне, кроме ведущего (который укатил вперед) не пострадал бы - все успели бы вписаться в поворот.
Может, так оно и есть, но каждый мотоциклист с опытом езды в колонне понимает, что принимать решения о том, где и когда изменять направление движения - исключительная прерогатива лидера колонны. Ведь могло случиться так, что у лидера были свои причины на то, чтобы пропустить запланированный поворот. Может быть, при приближении к повороту он стал понимать, что он вовремя не сбросил скорость и теперь группа движется слишком быстро, чтобы безопасно войти в поворот. (Опытный ведущий, как никто другой, должен понимать опасность вхождения организованной мотоколонны в поворот с превышением разумной скорости). Далее: что если второй мотоциклист совершил левый поворот не потому, что так была надо, а по причине возникновения механических проблем - например, у него лопнуло колесо и он ушел с траектории, и т.д. Поэтому правило тут одно для всех: все члены колонны обязаны всегда следовать за лидером, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЯ, КОГДА ЭТО ГРОЗИТ ЯВНОЙ ОПАСНОСТЬЮ. В описанном нами случае все остальные мотоциклисты (кроме замыкающего) должны были не поддаваться на "провокацию" и следовать дальше за лидером даже несмотря на то, что второй мотоциклист ушел с маршрута.
Небольшой пример: однажды бывший директор техасского отделения GWRRA (Gold Wing Road Riders Association) при ведении колонны мотоциклистов совершил поворот на слишком высокой скорости и ушел с основной трассы на второстепенную дорогу - казалось бы, согласно установленному маршруту. Но никто из "ведомых" не последовал его примеру - они были опытными людьми и знали, чем грозят такие шутки. В конечном счете не только ведущий и замыкающий, но и ты сам отвечаешь за свою собственную безопасность.
В описанном нами случае второй мотоциклист, следовавший за лидером, не обладал достаточными полномочиями, чтобы единолично решать, что теперь он становится лидером, и, если хотите, подобного рода поступки можно фактически расценивать как "бунт на корабле". Вместе с тем тот факт, что третья мотоциклистка совершила наезд на впереди идущий мотоцикл, говорит о том, что она не соблюдала достаточную дистанцию, проявила невнимательность или оказалась настолько ошарашенной неадекватной реакцией второго мотоциклиста, что не успела среагировать и предотвратить аварию. Независимо от того, какова была реальная причина, мотоциклистка, следовавшая в этой колонне третьей по счету, нарушила основополагающее правило члена мотоколонны: "Никогда не бей идущий впереди тебя мотоцикл!"
Если в колонне ты находишься в роли рядового участника, а не ведущего или замыкающего, твоя основная задача - 'station keeping', то есть поддержание необходимой дистанции между тобой и идущим впереди тебя мотоциклом. Учитывая, что внезапного развития аварийной ситуации наиболее вероятно ожидать именно спереди, мотоциклистам необходимо концентрировать свое внимание на дорожной обстановке впереди себя. Другими словами, опасно тратить слишком много времени на осмотр того, что происходит сзади в зеркала заднего вида. Отсюда исходит первоочередная задача члена колонны - соблюдение дистанции до идущего перед тобой и стремление любыми средствами избежать с ним столкновения.
Таким образом, если ты соглашаешься с этим высказыванием и знаешь, что все остальные участники поездки придерживаются этого мнения, то получается, что ты полностью доверяешь тому, кто едет в колонне вслед за тобой. Но тут тебе в голову приходит мысль о том, что вплоть до настоящего момента ты никогда не ездил с этим человеком в одной колонне... Ты даже не был знаком с ним до этой поездки… Более того, ведь обычно наиболее слабых и наименее опытных членов группы обычно ставят ближе к хвосту колонны… Это ли не идеальные предпосылки для аварии?
Вовсе нет! Ведь в хвост неопытных новичков как раз и ставят именно потому, что от них чаще всего можно ожидать создания аварийной ситуации. Будучи в хвосте, при падении они не потянут за собой всех остальных. Да и замыкающему легче наблюдать за ними, делать для себя выводы об их навыках и потом, на пит-стопах, давать им дружеские рекомендации на конкретных примерах.
Что касается потенциальной опасности, которую они могут представлять для находящихся впереди них мотоциклистов, то не все так плохо, и это вполне исправимо. Приведу один лишь пример разумного поведения опытного мотоциклиста, который вдруг понял, что движущийся за ним в колонне новичок приблизился к нему на опасно малую дистанцию. Он просто подал новичку сигнал рукой, рекомендующий сбавить скорость и отойти на более безопасное расстояние.
Несмотря на то, что у большинства из нас есть СВ-радиостанции, мы очень часто пользуемся сигналами рукой, чтобы те, у кого нет раций, были в курсе наших намерений. Существует четкое правило: все сигналы, подаваемые руками, должны дублироваться членами группы по направлению от головы до хвоста колонны. Однако некоторые рядовые участники пробега не считают нужным даже в случае необходимости подать такой сигнал первым, полагая, что это прерогатива ведущего. Все правильно, но ведь есть и исключения, например, опасность, оставшаяся незамеченной ведущим - в этом случае любой участник должен указать на нее всем остальным и привлечь их внимание.
Выходит, что каждый отдельный член команды ВСЕГДА ИМЕЕТ ПРАВО подать сигнал рукой тем, кто едет позади него, чтобы они сбросили скорость и отдалились на безопасную дистанцию. Именно так снижается вероятность того, что менее опытный мотоциклист сзади тебя не успеет оттормозиться. Но вместе с тем никто, за исключением ведущего колонну не имеет права подавать знаки движущимся сзади об увеличении скорости! (Еще одно объяснение того, почему минимальная дистанция между мотоциклистами в колонне должна быть не менее 1 секунды, причем это минимально допустимая величина, которую члены команды могут увеличивать по своему усмотрению).
Как видно из всего вышесказанного, объяснения основополагающего правила, приведенного в заголовке данной заметки, слегка консервативны: "внимание должно быть сконцентрировано по фронту движения", "соблюдай дистанцию до движущегося впереди тебя мотоцикла"… Но придерживаясь этих заповедей, ты вскоре обнаружишь, что следишь за действиями впереди идущего мотоцикла куда внимательнее, чем за действиями ведущего колонны, тем самым обеспечивая пассивную безопасность себе и окружающим тебя товарищам (например, при движении колонны в шахматном порядке ты следуешь по правому ряду занимаемой колонной полосы - и замечаешь, что впереди на твоей траектории находится препятствие; согласно нашему основополагающему правилу, ты объедешь это препятствие не слева, а справа, чтобы не слишком приближаться к находящемуся впереди тебя мотоциклу и не приводить в замешательство заднего участника).
перевод Maxie Max
4.
Общая информация.
Формируемая мотоциклистами колонна – источник повышенной опасности, прежде всего, для самих мотоциклистов. Движение каждого водителя в колонне ограничено находящимися рядом участниками колонны, следовательно, при возникновении непредвиденной ситуации, развитие событий будет зависеть от случайных величин. Чтобы максимально обезопасить движение и разработаны некоторые правила. Водитель, едущий в колонне, автоматически соглашается с данными правилами.
ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЖДОГО ВОДИТЕЛЯ, ЕДУЩЕГО В КОЛОННЕ, НЕСЁТ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЕЁ СФОРМИРОВАВШАЯ. Поэтому просьба к водителям, принимающих участие в движении, соблюдать данные правила. Водители, несогласные с настоящими правилами или нарушившие их, отстраняются от движения в колонне. Надо уважать не только себя, но и тех кто вокруг. Ибо ТВОЯ СВОБОДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
Техническая информация.
- Движением колонны управляет «Ведущий». По усмотрению ведущего может быть выбран «Замыкающий», имеющий одинаковые права с «Ведущим». Решения «Ведущего» и «Замыкающего» не объясняются и изменению не подлежат.
- Все участники колонны обязаны иметь исправные фару ближнего света, тормозную систему и задний стоп-сигнал. Проверка оборудования производится во время построения колонны. Водитель мотоцикла с неисправным оборудованием может быть отстранён проверяющим от движения в колонне.
Правила движения в колонне.
- Движение в колонне организуется в основном в трёх видах:
1) Гуськом или цепочкой (участники следуют один за другим в одном ряду на определенной безопасной дистанции 10-40 метров, чем выше скорость, тем больше расстояние).
2) В шахматном порядке (в два ряда. Расстояние до впереди едущего в ряду не менее 3-4 секунды, до ближайшего крайнего мотоцикла 1.5-2 сек.)
3) Колонна по двое (парами, два ряда мотоциклов). Расстояние до впереди и сзади едущих мотоциклов 5-30 метров, в зависимости от скорости движения колонны. Расстояние до бокового участника движения 1.5-3 метра.
Присоединившись к колонне, ты тем самым выражаешь свое согласие с тем, что теперь ты будешь следовать за «Ведущим», а прикрывать тебя сзади будет «Замыкающий». Ты соглашаешься "держать свое место в колонне" (то есть поддерживать необходимую дистанцию и двигаться в заданном порядке построения). Кроме того, ты принимаешь на себя обязательство соблюдать основное правило при движении в колонне: "избегать удара в идущий впереди тебя мотоцикл ".
Примерная скорость движения оглашается участникам колонны заранее «Ведущим», он и «Замыкающий» принимают решение в процессе движения, либо увеличивать либо уменьшать скорость.
Порядок, сформированный при первоначальном построении, сохраняется до конца движения. Если один из мотоциклов выбывает, на его место становится идущий сзади прямо за ним.
- Обгон и маневрирование между рядами – ЗАПРЕЩЕНЫ! Исключение составляет самовольная остановка водителя на обочине по техническим причинам.
- Водитель после остановки (по любым причинам) не занимает своё место, а продолжает движение в хвосте колонны в свободном ряду.
- Употребление алкоголя до и во время поездки – запрещены! «Ведущий» и «Замыкающий» колонны имеют право отстранить любого водителя от движения в колонне без объяснения причин. Претензии не принимаются.
- Прохождение светофоров. Ведущий волевым решением определяет время прохождения светофора. Если во время движения колонны цвет светофора сменяется на красный, движение не прекращается. О продолжении движения предупреждать звуковыми сигналами и жестами рук (относится к пассажирам).
По моему мнению (Splean), при организации большой мотоколонны обязательно должна быть машина сопровождения (патрульная ДПС или другая) с проблесковыми маяками, двигающаяся впереди и обеспечивающая свободный коридор для непрерывного движения всей колонны. В этом случае можно избежать непредусмотренных остановок (светофоры, опасные перекрестки, выезжающие автомобили).
- Автомашины сопровождения, двигающиеся за мотоколонной, прикрывают её от обгона полностью! Это - основная задача автосопровождения! Исключение составляют машины спецслужб (Скорая помощь, ГАИ, милиция, пожарные) с включенными проблесковыми маячками, которым необходимо уступить полосу.
Идеально, когда в колонне есть спортбайки, водители которых имеют большой опыт и навыки езды в составе мотоколонны. Им можно поручить слежение за порядком в колонне. Так же им отводится роль в закрытии перекрёстков. В отгоне автомобилистов (особенно наглых), пресекая их опасные действия в попытке обогнать или еще хуже пытающихся влезть в саму колонну.
Если вы любите ездить медленно или новичок в группе – лучше встать в начале колонны, если же вам по душе быстрая езда – вам будет комфортнее в хвосте. Неопытные мотоциклисты могут подумать, что ехать сзади проще, но реальность такова, что им необходимо держаться начала группы. Но если колонна большая, неопытных новичков желательно ставить в хвост как раз потому, что от них чаще всего можно ожидать создания аварийной ситуации. Будучи в хвосте, при падении они не потянут за собой всех остальных. Да и «Замыкающему» легче наблюдать за ними, делать для себя выводы об их навыках и потом, на остановках, давать им дружеские рекомендации на конкретных примерах.
Каждый участник колонны держит такую дистанцию до впереди идущего, которая позволила бы ему безопасно оттормозиться до ПОЛНОЙ остановки, если впереди идущий, например, внезапно падает или врезается в неподвижное препятствие. Первоочередная задача члена колонны - соблюдение дистанции до идущего перед тобой и стремление любыми средствами избежать с ним столкновения.
Каждый участник колонны следит не только за идущим впереди, но и за идущим сзади. Если задний отстает, необходимо отставать вместе с ним, не теряя его из виду. Если он остановился, тоже нужно остановиться. Идущий впереди сделает то же самое, и через километр-полтора вся колонна остановится.
Друг друга в колонне не обгонять! Иначе каждому приходится рассредоточивать внимание не только вперед, но и назад. Это также сужает свободу перестроения.
Отдельная тема при построении колонны, это выхлопы мотоциклов. Двухтактники, а также старая советская техника (не в обиду, конечно, я сам ИЖевод) Уралы, Днепры и т.п., бывает сифонят так, что позади едущим участникам мешают нормальному обзору дороги. Да и дышать всю дорогу выхлопами впереди едущего, я думаю не каждому по кайфу. Поэтому перед поездкой или в самом начале движения колонны, «Замыкающий» или «Механик» должны определить те мотоциклы, которые сильно дымят, и установить их либо в хвост колонны, либ